Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Теории информационного общества 

Тема 1. ИДЕЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
17.10.2009 г.

1.1. Введение.

Социологи постоянно ощущают необходимость в уточнении обобщающих понятий, связанных с определениями различных состояний современного общества. Поэтому возникают такие термины как капитализм, зарождающиеся демократии, либерализм, тоталитаризм, авторитарный популизм и др.

Отправной точкой для этого курса является возникновение явно нового подхода к пониманию современных обществ. Аналитики все больше и больше
начинают говорить об информации как о главном отличительном признаке современного мира. Нам говорят, что мы живем в "электронную эру ", существуем в условиях "глобальной информационной экономики". Эти определения используют и ученые, и бизнесмены, и политики. предметом спора стало лишь то, что несут с собой эти перемены.

Для одних они означают становление общества действительно профессионального и заботливого по отношению к своим членам; для других - усиление контроля над гражданами; для третьих — появление высокообразованного слоя, при том что прочих захлестнет волна пустячных сообщений, сенсаций и сбивающей с толку пропаганды.

 

1.2. Особая роль информации. "От технологии к человеку".

В огромном потоке литературы, где рассматриваются проблемы информационной эры, авторы редко соглашаются друг с другом, относительно её основных характеристик, однако все сходятся в одном - информация играет особую роль в современном мире. Существует ряд вопросов, связанных с этим.

Что означает информационная технология для всех нас:
конец труда, наступление эры праздности, полностью автоматизированное производство? Сегодня на повестке дня появилось еще одно порождение технологии — интернет. В связи с этим первостепенными темами для обсуждения становятся "электронная демократия", "киборги" и "онлайновые сообщества."

Помимо собственно технологий, сегодня появляется интерес и к другим содержательным составляющим информации: информационному труду, символическим аналитикам, креативным работникам, как ключевым игрокам в информационном обществе. Для социологов — это перемена в направлении анализа от технологии к человеку.

 

1.3. Два основных теоретических подхода к анализу информационного общества.

С одной стороны  - теоретики, рассматривающие информационного общество как принципиально новое общество, качественно отличающееся от существовавших в прошлом.

С другой стороны - ученые, которые признавая, что информация в современном мире приобрела особое значение, настаивают на том, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого. Таким образом, в самом первом приближении теории информационного общества раскалываются на два основных течения:
к первому относятся адепты идеи информационного общества, ко второму - сторонники взгляда на информатизацию как на продолжение ранее установленных отношений.

К первым, провозгласившим возникновение общества нового типа, мы причислим теоретиков:

- постиндустриализма (Д. Белл и его последователи)
- постмодернизма (Ж. Бодрийар, М. Постер, Ж. Лиотар и др.)
- гибкой специализации (М. Пайор и Ч. Сейбл, Л. Хиршхорн)
- информационного сопособа развития (М. Кастельс)
К сторонникам  идей социальной преемственности относят теоретиков:
- неомарксизма (Г. Шиллер)
- регуляционной теории (М. Альета, А. Липиц)
- гибкой аккумуляции (Д. Харви)
- рефлексивной модернизации (Э. Гидденс)
- публичной сферы (Ю. Хабермас, Н. Гарнэм)


1.4. Определения информационного общества.

В стремлении осознать смысл перемен, которые несет с собой информация, социологи торопятся определить их в терминах различных форм экономического производства, новых форм социального взаимодействия и т.д.

 Мы можем выделить пять определений информационного общества, и все они связаны с параметрами идентификации новизны. Однако общей основой всех этих дефиниций является убеждение в том, что количественные изменения в сфере информации привели к возникновению качественно нового
типа социального устройства (это спорно). Но есть еще одно определение, которое единственное опирается по существу на качественные, а не на количественные критерии. Эта дефиниция предполагает, что в основе нашего поведения сегодня лежит теоретическое знание (информация).

Рассмотрим все определения по порядку:
- технологическое определение

- Восторг перед новыми технологиями (кабельное и спутниковое ТВ, Интернет, программное обеспечение и т.д.).
- Тоффлер - третья волна (информационная революция, смещение полюсов власти).

- «... прогресс в телекоммуникациях... навязывает ничего не подозревающему миру новый порядок...» (СМИ и терроризм, "определение постмодерна", глобальный контроль)
- Индустриальные изобретения ► индустриальное общество.

- Информационно Коммуникационные Технологии (ИКТ) ► информационное общество.

Возражения:

1) Но для социологов подобные критерии не дают имперической базы. Как измерить кол-во ИКТ. (Напр: можно ли считать информационным обществом страны Востока? Есть технологии, но есть ли изменения в социальном?)

2) Технологический детерменизм - технологии самодостаточны, хотя и оказывают влияние на все аспекты социальной жизни.. а наоборот?. Ведь научные исследования ведутся исходя из социальных приоритетов! (Напр: военные технологии обогнали медицинские)

 

-экономическое определение

- Этот подход предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности. «Если в экономической сфере информационная активность превалирует над деятельностью в сфере с/х или промышленности, — мы можем говорить об инф. обществе»
Информационные отрасли: СМИ, право, образование, производство компьютерных технологий и т.д. (Напр: США (по данной логике) являются информационным обществом, т.к. почти половина ВНП связана с производством информационного продукта и услуг).

Возражения:

1)каковы категории определения информационного сектора? (Напр.: чем отличается строительство библиотек от строительства складов для пшеницы?).
Очень сложно отделить «думание» «делания».

2) Необходимо дифференцировать качественные и количественные признаки информационного общества.  (Напр.: многомиллионные тиражи желтой прессы вряд ли сравнятся по экономической ценности с несколькими тысячами изданий учебника по экономике).

 

-определение информационного общества, связанное со сферой занятости

-«Общество можно считать информационным, когда большинство занятых работает в информационной сфере» (Д. Белл). "Белые воротнички доминирующая группа".

- Тоффлер - творческий человек как основной ресурс. Люди, использующие и создающие информацию - главная движущая сила в современной экономике.

Возражения:
Спорность критериев определения "информационности" или "неинформационности" труда (Напр: ж/д стрелочник и наладчик ксероксов).

Подсчет информационных работников ничего не дает для понимания иерархий в обществе и связанных с ними власти и статуса этих людей. (Напр: компьютерщики и соц. работники).

+ Бурдье о символический борьбе.

+ Перкин: отделение профессионалов от непрофессионалов благодаря "сертификационной экспертизе (образованию)".

+ Гоулднер: «новый класс, состоящий из профессионалов и интеллектуалов».

"Новый класс" дает обществу язык, на котором могут вестись споры относительно социальных перемен. От сотрудничества и солидарности - к профессиональной этике (сервис, эффективность и т.д.)

Но это "качественные" изменения, а не "количественные". В любом случае, как бы не увеличились группы профессионалов, о которых идет речь, в пропорции ко всему населению они остаются в явном меньшинстве.

 

- пространственное определение

Географический принцип. Акцент на распространении информационных сетей.

Возражения:
Что действительно является сетью? Как найти ту стартовую точку, после кторой можно говорить о существовании информационного (сетевого) общества.
Что более важно: сеть или объем информации. Сети существуют достаточно давно, но об И. О. заговорили только сейчас.

 

- определение по культурному критерию

Современная культура явно более информативна, чем все предыдущие (продукты культуры). Мы существуем в медианасыщенной среде. Жизнь существенно символизируется (культура как способ взаимодействия). Информационный взрыв привел к смерти знака (Бодрийар). Постмодернистский разрыв означающего и означаемого (Африка по телевизору). Симуляции. Знаки более не представляют реальность. "Информации становится все больше, а смысла все меньше". «Век зрелищ» (11-е сентября).

Человек признает "неаутентичность знаков", из которых он создает самого себя. Мода, стиль жизни - сегодня дают все меньше информации о статусах и власти (Бурдье о символическом капитале (псовая охота для аристократов)).

"В таком информационном обществе мы имеем, следовательно, набор значений, которые переданы, но не имеют значений".

Возражения:
Такой подход чрезвычайно интересен с точки зрения описания современной культуры, но он не дает четкой дефиниции информационного общества, т.к. в основном основывается на внутренних ощущениях и наблюдениях авторов. Но с другой стороны, возможно в этом и состоит логика постмодерна.

 

 

Лекция 2

Тема 1. ИДЕЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (продолжение)

 

1.5. Противоречия в качественном и количественном измерении информационного общества.

Означает ли переход к информационному обществу (в количественных показателях) разрыв с предыдущими типами общества?

Пример: теоретическая модель общества, в котором вся власть принадлежит "информационным экспертам", обладающим всей полнотой знания и информации. Все остальное население экономически невостребовано.
(Такое общество тоже можно назвать информационным - знание играет решающую роль во властных структурах).

Розак: необходимо разделять "данные", "знания", "опыт", "мудрость". Нынешний "культ информации" служит для размывания
подобных качественных различий. "Нейтральность информации - хорошая стартовая позиция для политических замыслов технократов".
(Напр.: информация о создании химического оружия в Ираке).

Главные идеи, лежащие в основе нашей цивилизации, основаны отнюдь не на информации (равенство, свобода, патриотизм и т.д.)

Тоффлер: перспективы развития демократии связываются с распространением микроэлектронной техники. (Так ли это?)

Фуко: паноптизм как функция власти (тюрьма, больница). Реанимация паноптизма в условиях высоких технологий.

 

1.6. Что такое информация?

Сделает ли нас "более информированными гражданами" доступность большего количества информации?

Семантическая концепция информации: "информация о...". — отбрасывается теоретиками и.о., так как в таком случае
акцент делается на качестве информации, а не на её количестве. (Семантика - раздел языкознания и логики, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знаков и знаковых выражений)

Колличественная концепция информации: Теория Шеннона и Уивера:
- информация есть количество, измеряемое в "битах", и определяемое как вероятности частотности символов (исключаются "неудобные вопросы" о смысле и качестве).

В таком случае, информация (независимо от её содержания) — часть физического мира подобно энергии или материи. "Информация существует. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы её воспринимали. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы её понимали. Она не требует умственных усилий для её интерпретации. Чтобы существовать,
её не требуется иметь смысл. Она существует" (Stonier)

Розак: "словом информация стали обозначать все, что может быть закодировано для передачи по каналам связи, вне зависимости
от его семантического содержания". (Ролан Барт: портрет женщин-писателей, феномен Мину Друэ).

Боулдинг: "Бит полностью абстрагируется от содержания информации... и хотя он чрезвычайно полезен инженерам телефонии...
теоретики социальных систем нуждаются в единице измерения, которая принимала бы во внимание значение".

Таким образом, социальные обьясняются не с помощью социальных факторов (нарушение принципа социологизма).

Противники теории и.о. признают, что информации стало больше, но отказываются рассматривать её в разрыве от содержания, не соглашаются, что производство информации привело к возникновению информационного общества.

 

1.6. Теоретическое знание

Существует и другое течение, признающее то, что мы живем в информационном обществе, но отрицающее как необходимость
исследования смысла информации, так и её количественное измерение.
Для этих ученых и. о. — это общество, в котором доминирующую роль играет теоретическое знание, чего прежде не было («Общество знания»).

Под теоретическим знанием здесь понимается знание абстрактное, обобщенное и закодированное на различного рода носителях. В современном обществе такое знание играет ключевую роль, в отличие от (например) эпохи
промышленной революции (эпохи талантливых "придумщиков-практиков", которым наука и фундаментальные законы,  лежавшие в основе их изобретений, были безразличны). Сегодня, любая научная статья - это интертекст (более того, интертекстуальность сегодня является одним из условий соблюдения "научной процедуры").

От опытного знания — к знанию теоретическому. (Не только в науке и технологиях, но и в политике, экономике, социальных отношениях)
При этом подобное теоретическое знание не обязательно имеет характер закона (законы социальной реальности).

Штер: теоретическое знание сегодня во всем — от планирования интерьера собственного дома до выбора режима физической нагрузки
(+ книга "Животные ли домашние животные?")

Гидденс: "рефлексивная модернизация" — эпоха, характеризуемая повышенной рефлексией общества, которая лежит в основе выбора образа жизни (даже в Украине есть буддисты и кришнаиты).

Однако трудно доказать, что теоретическое знание приобрело авторитет именно в последние десятилетия. Скорее это результат длительного процесса, тенденции, присущей времени модерна, однако особенно характерной для второй половины XX в. —"high modernity"/

1.5. Противоречия в качественном и количественном измерении информационного общества.

Означает ли переход к информационному обществу (в количественных показателях) разрыв с предыдущими типами общества?

Пример: теоретическая модель общества, в котором вся власть принадлежит "информационным экспертам",
обладающим всей полнотой знания и информации. Все остальное население экономически невостребовано.
(Такое общество тоже можно назвать информационным - знание играет рещающую роль во влстных структурах).

Розак: необходимо разделять "данные", "знания", "опыт", "мудрость". Нынешний "культ информации" служит для размывания
подобных качественных различий. "Нейтральность информации - хорошая стартовая позиция для политических замыслов технократов".
(Напр.: информация о создании химического оружия в Ираке).

Главные идеи, лежащие в основе нашей цивилизации, основаны отнюдь не на информации (равенство, свобода, патриотизм и т.д.)

Тоффлер: переспективы развития демократии связываются с распространением микроэлектронной техники. (Так ли это?)
Фуко: паноптизм как функция власти (тюрьма, больница). Реанимация паноптизма в условиях высоких технологий.

 

1.6. Что такое информация?
Сделает ли нас "более информированными гражданами" доступность большего количества информации?
Семантическая концепция информации: "информация о...". — отбрасывается теоретиками и.о., так как в таком случае
акцент делается на качестве информации, а не на её количестве.

(Семантика - раздел языкознания и логики, в котором исследуются проблемы, связанные со смыслом, значением и интерпретацией знаков
и знаковых выражений)
Колличественная концепция информации:
Теория Шеннона и Уивера:
информация есть количество, измеряемое в "битах", и определяемое как вероятности частотности символов.

(исключаются "неудобные вопросы" о смысле и качестве).
В таком случае, информация (независимо от её содержания) — часть физического мира подобно энергии или материи.
"Информация существует. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы её воспринимали. Чтобы существовать,
она не нуждается в том, чтобы её понимали. Она не требует умственных усилий для её интерпретации. Чтобы существовать,
её не требуется иметь смысл. Она существует" (Stonier)
Розак: "словом информация стали обозначать все, что может быть закодировано для передачи по каналам связи, вне зависимости
от его семантического содержания". (Ролан Барт: портрет женщин-писателей, феномен Мину Друэ).

Боулдинг: "Бит полностью абстрагируется от содержания информации... и хотя он чрезвычайно полезен инженерам телефонии...
теоретики социальных систем нуждаются в единице измерения, которая принимала бы во внимание значение".

Таким образом, социальные обьясняются не с помощью социальных факторов (нарушение принципа социологизма).

Противники теории и.о. признают, что информации стало больше, но отказываются рассматривать её в разрыве от содержания,
не соглашаются, что производство информации привело к возникновению и.о.

1.6. Теоретическое знание
Существует и другое течение, признающее то, что мы живем в информационном обществе, но отрицающее как необходимость
исследования смысла информации, так и её количественное измерение.
Для этих ученых и. о. — это общество, в котором доминирующую роль играет теоретическое знание, чего прежде не было.
(Общество знания). Под теоретическим знанием здесь понимается знание абстрактное, обобщенное и закодированное на различного
рода носителях. В современном обществе такое знание играет ключевую роль, в отличие от (например) эпохи
промышленной революции (эпохи талантливых "придумщиков-практиков", которым наука и фундаментальные законы,
лежавшие в основе их изобретений, были безразличны). Сегодня, любая научная статья - это интертекст (более того, интертекстуальность
сегодня является одним из условий соблюдения "научной процедуры").

От опытного знания — к знанию теоретическому. (Не только в науке и технологиях, но и в политике, экономике, социальных отношениях)
При этом подобное теоретическое знание не обязательно имеет характер закона (законы социальной реальности).

Штер: теоретическое знание сегодня во всем — от планирования интерьера собственного дома до выбора режима физической нагрузки
(+ книга "Животные ли домашние животные?")
Гидденс: "рефлексивная модернизация" — эпоха, характеризуемая повышенной рефлексией общества, которая лежит в основе выбора образа жизни
(даже в Украине есть буддисты и кришнаиды).

Однако трудно доказать, что теоретическое знание приобрело авторитет именно в последние десятилетия.
Скорее это результат длительного процесса, тенденции, присущей времени модерна, однако особенно характерной для второй половины XX в. —
"high modernity"/

 

 

 

 
» Нет комментариев
Пока комментариев нет
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.