Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Христианская социология 

ПОПЫТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МОЛИТВЫ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
16.12.2008 г.

В начале 1900-х французский антрополог и социолог Марсель Мосс (1872 - 1950) работал над диссертацией, одна из частей которой была посвящена проблемам социологического анализа молитвы. Работа не была завершена. Однако, спустя годы ее все же опубликовали, поскольку и в незаконченном виде она представляла определенный научный интерес.

В преамбуле своей работы французский ученый сетовал на то, что молитва практически не изучается современной наукой. В прошлом ее пытались анализировать только при помощи средств богословия и философия. Что же касается аналитических ресурсов антропологии, социологии, этнографии, то они почти не используются в этом направлении.

Самого Мосса, как социолога, молитва привлекла богатством того духовного, культурного содержания и разнообразием тех социальных проявлений, которые она в себе несла. Он увидел в ней не только вершину религиозной жизни личности и общества, но и бесконечно гибкое формообразование, способное видоизменяться под влиянием непосредственных социальных обстоятельств.

Ученый обратил внимание на поразительную внешнюю изменчивость молитвы, на ее способность выступать в виде то восхваления, то просьбы, то договора, то исповеди и т. д.

Молитва несет на себе знак Церкви, как создателя догматов и ритуалов. Вместе с тем, она является частью литературной традиции. Но в первую очередь, - подчеркивает Мосс, - молитва является действием. <Это не чистые грезы о мифе и не чистая спекуляция над догмами, но она есть всегда некоторое усилие, некоторые затраты физической и моральной энергии, направленные на достижение определенного результата. Даже молитва, творимая в уме, <просьба>, не допускающая внешних проявлений в виде жестов или произнесения каких бы то ни было слов, все равно остается действием, движением души. Более того, будучи частью системы ритуалов, молитва является действием традиционным: Даже там, где она кажется наиболее свободной, она все еще связана традицией> (Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000. С.274).

В глазах Мосса-социолога молитва, ко всему прочему, - это еще и социальный институт, выполняющий разнообразные, в том числе общественные, ритуально-культовые функции, но при этом не меняющий своей сути. Выступая в вербальной и текстовой формах, молитва, как правило, воссоединяется с другим социальным институтом - языком.

Происхождение тех форм, в которые облачена молитва, имеет сугубо социальное содержание. Многие молитвы представляют собой определенный тип  ритуальной речи, принятой религиозным сообществом. Часто индивид только подстраивает свои личные чувства под этот общий стереотип. Мосс пишет: <Для окончательного доказательства ее [молитвы - В. Б.] социального характера нам осталось сослаться на отношения, связывающие ее с другими коллективными феноменами. Целая категория явно социальных фактов находятся с молитвой в тесных отношениях родства. Это юридические и моральные установления. Теория молитвы не будет бесполезной для того, кто захочет понять клятву, торжественный договор, обороты речи, предписанные этикетом, когда речь идет о вождях, королях, дворах, парламентах, и правила хорошего тона. Все эти факты настолько близки к молитве, что позднее нам придется специально отделять их от нее. Начальная формула большей части католических священных молитв почти слово в слово совпадает с той, с которой начинается объявление решения в нашем суде. Ритуальные выражения <Во имя Отца и т. д.> соответствуют принятым словам <Именем французского народа и т. д.> И то и другое имеет смысл посвящения и ставит предмет, который они освящают, под покровительство существа, которое называют и к которому они взывают. Благодаря формулам молитва оказывается сцеплена со всей системой формального поведения и, соответственно, помогает понять эту систему: Более того, в общественной жизни нет ни одной сферы, где молитва не играла бы какой-нибудь роли. Она затрагивает организацию семьи во время инициации, во время свадьбы и т. д. Она скрепляет союзы, принятия в группу. Вместе с клятвой она участвует в юридической жизни в целом. В исповеди, искуплении, покаянии она смыкается с моралью. На самом деле, часто молитвы становятся настоящей ценностью и приносят богатство классу священнослужителей. Более того, в некоторых культурах они стали фактором производственной деятельности. Действенность, приписываемая им, аналогична той, которой обладают физический труд или технические ремесла> (Там же. С. 253 - 255).

Одним из свидетельств социальной природы молитвы является то обстоятельство, что они, будучи сочиненными конкретными людьми, впоследствии включаются в тексты и после этого перестают быть явлениями индивидуальной религиозной жизни. Отвечая, не только личным, но и коллективным потребностям, они становятся общественной силой.

Мосс полагает, что всегда существуют необходимые связи между конкретной молитвой, конкретным обществом и конкретной религией. Так, например, если католическая  и православная церкви развили <механическую и идолопоклонническую молитвы>, то в протестантизме получила развитие  <мысленная внутренняя молитва>.

Все эти наблюдения французского социолога не лишены логики. Мосс довольно успешно применяет к исследованию молитвы социологический метод. Однако, это позволило ему взглянуть на нее только с одной стороны - социальной. Подобный подход вполне допустим для светского социолога. Но он изначально половинчат, а значит недостаточен, в силу того, что сама молитва социальна лишь в некоторой степени, но отнюдь не на все сто процентов. Ее природа такова, что в ней изначально преобладает сакральное начало, ибо она представляет собой общение человека с Богом. Поэтому ее сущность не социальна, а теосоциальна. И для ее исследования необходим не социологический, а теосоциологический метод. Только он, имеющий своим предметом целостность высшей, трансцендентной  реальности, способен дать адекватное представление о той роли, какую молитва играет в социальной жизни людей. Только его аналитические возможности отвечают в данном случает характеру исследуемого объекта. Мосс же остается на позициях светского ученого, пытающегося как бы со стороны взглянуть на феномен молитвы. В результате его исследование оказывается не более чем попыткой обозначить лишь некоторые внешние признаки этого феномена.

 

Статьи авторского журнала "Христианская мысль: социологи, политическая теология, культурология" (Санкт-Петербург. Т. I - V, 2004 - 2005)

 

» Нет комментариев
Пока комментариев нет
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.   След. »