Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Лекции arrow Американские школы эмпирической социологии 

Предисловие
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
22.02.2011 г.

Американская социология в диалоге с современностью.

 

Перед учебный курс, посвященный классической американской эмпирической социологии прошлого и настоящего. Американская эмпирическая социология—это одна из замечательных глав, далеко еще не завершенная, в развитии науки, принесшая подлинную мировую славу этой молодой обществоведческой дисциплине.

Возникнув в середине XIX века во Франции и Англии, социология вскоре наша в США благодатную почву для своего дальнейшего развития.

Урбанизация и индустриализация в широком смысле стали основной становления американской эмпирической социологии. Энергично и поступательно развивавшемуся американскому обществу требовалась эмпирическая социальная наука, способная анализировать общественные процессы и организации, исследовать параметры общественного мнения и измерять емкость рынков сбыта. Все это, а равно и демократические институты американского общества, благоприятствовавшие свободному научному поиску, создали условия для становления эмпирическому социологии, вскоре ставшей в США ведущей отраслью обществознания.

В конце XIX века в американских университетах стали открываться факультеты социологии (вначале объединенные с факультетами антропологии или экономики). В 1892 году открылся социологический факультет в Чикагском университете, который вскоре стал интеллектуальным центром, давшим мощный импульс развитию теоретической и прикладной социологии в США. В 1895 году образуется первое крупное профессиональное сообщество американских социологов—Американское социологическое общество (с 1959 года и до сего дня—Американская социологическая ассоциация).

С тех пор авторитет этой социальной науки в США не подвергался сомнениям и не испытывал роковых изломов. Социология глубоко внедрилась в практику университетского преподавания и заняла прочные позиции в прикладных социальных исследованиях различных направлений. Все это не было изолированным явлением, а стало отражением (впрочем, и фактором становления) социологической культуры американского общества в целом. Она характеризуется, но не исчерпывается, широко распространенным признанием того, что как макро-, так и микропроцессы, разворачивающиеся в обществе, в принципе, могут и должны быть научно исследованы, обобщены, а полученное знание использовано для рационального предсказания будущих феноменов и, главное, их "регулирования" в рамках либеральных социальных структур. Проще говоря, социологическая культура, столь характерная для американского общества, подразумевает уважение к социальному знанию и убежденность в том, что социальные процессы управляемы демократическим образом.

Подобные декларации признаются повсюду в мире. Но только в ограниченном количестве стран, включая США, они отражают структуры общественного сознания, даже если эти структуры и не носят теоретического характера. Социологическая культура тесно связана в американском сознании с верой в то, что можно назвать "социальным креационизмом", то есть установкой на свободу социального творчества и всесилие конструктивной деятельности по реформированию общества.

Выдающийся американский социолог Уильям Томас сформулировал этот принцип в лапидарной теоретической формуле, известной под названием "теорема Томаса": "Если люди определяют некоторые ситуации как реальные, эти ситуации реальны в своих последстви­ях" . В "теореме Томаса" нашли свое выражение две важные черты социологии. Во-первых , социальная реальность формируется а результате активной деятельности индивидов, "определяющих некоторые ситуации как реальные". И, во-вторых , процесс определения, по сути, становится процессом создания этой реальности в контексте "последствий", то есть социальных действий.

В зависимости от того, как носители действия определяют ситуацию, и исходя из своего представления об этой ситуации, они действуют. Причем социальное действие понималось в самом широком смысле этого термина—от индивидуального поступка до общенациональных социальных программ. Поэтому общество, согласно убеждениям американских социологов самых различных направлений, не имеет ограничивающих рамок, стесняющих возникновение новой реальности—институтов, форм поведения, групповых объединений, общественных движений и т.д. Да и сама реальность превращается в "следствие" теоретических представлений об этой ситуации.

Принцип социального творчества, столь ярко выраженный в американской социологической традиции, отвергает социальную пассивность и фатализм. Со всей ясность на это указал другой выдающийся современный социолог Роберт Мертон: "Только отказ от социального фатализма может разрушить взгляд на природу человека как неизменную, находящуюся в трагическом круге страха и со­циальных катастроф" .

Социальный конструктивизм неизменно сочетается во взглядах американских социологов (прежде всего структурно-функционалистский и функционалистской школ) с убежденным эволюционизмом, подразумевающим плавное, эволюционное изменение общественных структур, лишенное социальных изломов и катаклизмов. Общество призвано медленно видоизменяться, не нарушая изначальной гармонии, заданной демократическими институтами. В контексте подобных убеждений особую роль во многих школах американской социологии играет принцип интеграции. Со всей ясностью об этом сказал Толкотт Парсонс: "...Социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным аспектом социальных систем, а имен­но изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции, равно как и силы, благоприятствующие интеграции или же препятствующие ей" .

Продолжая традиции дюркгеймовского социологизма с присущим ему акцентированием "солидарности", структурные функционалисты и функционалисты (прежде всего Р.Мертон) стремятся увидеть в социальных функциях тот самый интегрирующий фактор, который помогает "всех согласить, все сгладить" в современном обществе. И даже Питирим Сорокин, прошедший горнило социальных революций с их обостренной конфликтностью и катастрофизмом, развил учение об универсальном циклизме социокультурных систем, который поглощает на своих высших уровнях все дезинтегрирующие факторы общественного развития.

Конструктивизм, социальный "креационизм" и эволюционизм, в свою очередь, нашли свое отражение в социальном оптимизме, свойственном американской социологии.

Сколь бы критичен и конфликтен ни был анализ общества в целом или его отдельный аспектов, американская социальная теория неизменно выдвигает позитивную альтернативу, присутствие которой как бы априорно подразумевается при всех случаях. Сказались ли в этом почти провиденциалистском оптимизме протестанские корни американской культуры в широком смысле этого по­нятия, или же он диктуется мотивом самозащиты общества и инди­вида в современных условиях обостренного соревнования за выживание системы, или же мы наблюдаем органичное сочетание того и другого? В любом случае, однако, остается неизменной сама нравственно-идейная окраска американской социологии, при всех обстоятельствах рисующей позитивную перспективу видоизменения социальных структур.

Излишне говорить, что подобное видение общества как совокупности "последствий" принятых решений и теорий в их положи­тельном эволюционном развитии поднимает на большую высоту и са­му социологию, которая становится рационализирующей силой соци­ального творчества, фактически ответственной за будущее всего сообщество как целого. Воистину социология в США на определен­ных этапах своей истории была превращена в "науку всех наук".

Американская социологическая культура, особенно в области прикладных исследований, стала питательной средой для возникновения плеяды выдающихся социологов, которым посвящен данный курс. Каждый и представленных в ней классиков эмпирической социологии не только внес свой вклад в развитие этой науки, но фактически предопределил формирование целой школы, направления в современной прикладной социологии. Поэтому знакомство с их теоретическими взглядами может дать удивительно богатую пищу для размышлений не только в рамках узко трактуемой историко-социологической дисциплины, но и в широком плане—для понимания пути духовной эволюции американской цивилизации, ее прошлом, настоящем и будущем.

Говоря о значении американской социологической культуры, необходимо указать еще одну ее особенность—теснейшую связь с практикой университетского преподавания. Социология—один из основополагающих предметов преподавания в старших классах средних школ, в колледжах и, разумеется, университетах. Весьма симптоматично, что более 200 американских университетов предлагают программы получения высшей, докторской, степени в области социологии. Примечательно и то, что все выдающиеся американские социологи были и превосходными профессорами, воспитавшими целые поколения социологов. В первую очередь в этой связи следует назвать Р.Парка, Дж.Г.Мида, П.Сорокина, Р.Мертона, Д.Рисмена, П.Блау и многих других. Таким образом, формирование социологической культуры, развитие социологических исследований и преподавание социологии представляют собой в США взаимодополняющие грани одно и того же социального феномена.

Закономерное признание высоких достижений американской теоретической и эмпирической социологии не должно лишать нас реалистичности в оценках современного состояния этой науки в США. Объективным фактом стали определенные трудности, которые переживают американские факультеты социологии. Резко сократилось их финансирование за счет внутри- и внеуниверситетских фондов. Наблюдается тенденция падения числа студентов, специализирующихся в области социологии. Некоторые университеты вообще закрывают социологические факультеты, среди них такое крупное частное учебное заведение, как Рочестерский университет (штат Нью-Йорк). Необычайно разросшееся "древо" университетской социологии с трудом подпитывается экономическими институтами общества.

Все эти, надо думать, временные явления требуют серьезного анализа. Но они ни в коей мере не могут поставить под сомнение выдающихся достижений американских социологов прошлого и настоящего.

В свое время Чарльз Кули—один из прародителей американской классической социологии—выдвинул концепцию "зеркального Я" (looking-glass self), согласно которой индивид составляет представление о своем собственном Я на основании того, как он воспринимается другими индивидами. Это социологическое понятие, ставшее в наши дни хрестоматийным, можно с известными оговорками распространить и на самовосприятие культуры. Американское общество "смотрится" в "зеркало" своей социологии, дабы понять само себя и сформировать свой образ. Предлагаемая вниманию читателей книга позволит взглянуть в это "зеркало" американской социологии и увидеть важнейшие черты американского Я—человека, общества, культуры. Галерея классиков американской социологии несомненно заинтересуют отечественных представителей социальных наук, всех тех, кто стремится расширить свою социологическую культуру.

 

Цель курса—раскрыть панораму американской эмпирической социологии в ее многообразии и сложности. При построении курса выбран персонифицированный подход, заключающийся в том, чтобы создать галерею портретов крупнейших социологов и таким образом в целом проследить развитие эмпирической социологической мысли в США.

Выбор персоналий для рассмотрения в рамках настоящего курса не претендует на универсальность. Несмотря на то, что в лекциях по возможности будут подчеркиваться и анализироваться "точки соприкосновения" теоретической и эмпирической социологии, целью курса являются собственно методика и практика прикладных социологических исследований.

Moments of Thought in the Nineteenth Century. Chicago, 1936, р .29.

R.Merton. Social Theory and Social Structure. New York-London, 1968, р .490.

. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

 

 
« Пред.