«Моя свобода махать кулаками заканчивается там, где
начинается нос моего ближнего» - писал американский политический
деятель и философ XVIII века Томас Джефферсон. Вроде бы и обсуждать
нечего, все ясно до банальности, вполне согласуется с нормами морали и
христианской, и общечеловеческой.
Свобода не может быть абсолютной, она должна граничить с
несвободой, иначе жизнь превратится в ад. Правда, люди постоянно
выходят за установленные рамки, носы соприкасаются с кулаками, так ведь
человеческая природа несовершенна, люди изначально грешны и т.д.
Однако «машут кулаками» не только люди, то есть отдельные индивидуумы.
«Машет» и государство. Общество создало этот институт именно как орган
ограничения свободы отдельных людей для блага остальных. При этом
допускаются и «болевые приемы», но, как говорится, строго в рамках. За
которые государство тоже частенько выходит, поскольку создано людьми, а
люди… (смотреть выше). Однако масштабы не сопоставимы. Ни один злодей,
никакие банды, шайки, мафии и якудзы не способны сотворить то, что
творили государства. Вспомним все эти массовые казни, репрессии,
газовые камеры, этнические чистки и другие исторические ужасы. И всегда
эти чудовищные преступления государства преподносили как заботу о благе
людей. И всегда находились люди, которые этому верили.
Почему
происходит такое многократное умножение насилия и зла, когда за дело
берется государство и почему вообще возможен феномен преступного
государство – тема другого разговора. Мне же в этой статье хочется
поделиться своим наблюдением, которое, на мой взгляд, позволяет понять,
как это происходит, точнее, начинается. Я заметил, что зло начинает
исходить от государства, когда оно начинает видеть во мне не
гражданина, а… человека. Не просто имярек, проживающего там-то, паспорт
номер такой-то, а мужчину с какими-то чертами характера, привычками,
национальностью, убеждениями, принципами, и даже определенной внешности
(вспомним «лиц кавказской национальности»). И не просто видеть, а
активно интересоваться моими человеческими качествами и их
проявлениями. Делая при этом какие-то свои, не записанные ни в каких
законах и конституциях, выводы.
«Что-то ты скуповат!». Есть грех,
но налоги плачу исправно. «А почему ты не за этих, а за тех?» Эти не
нравятся. «А фамилия твоя странная откуда?», « А форма носа?». Сначала
носа, потом черепа – и дальше, как говорится, со всеми остановками, и в
Освенциме, и в ГУЛАГе, и у Пол Пота, и у Амина. Гражданина ведь не
посадишь в лагерь на три года за то, что его восьмилетний сынишка
«выписал» на снегу слово «Сталин», а вот человека – можно.
Владимир Царан.
Источник: http://mudreem.ru
» 2 Комментарии
2"Царан" at 26.06.2010 г. 18:57
Не могу согласиться, уважаемый Артем. Это не какой-то эмоциональный "перебор", а осознанная жизненная позиция. Государству надлежит видеть во мне гражданина, налогоплательщика и т.д. , наделенного от рождения определенными правами. И не дай Бог человека! Просто мой призыв адресован не отдельным людям, а именно государству.
1"Кипучанский" at 26.06.2010 г. 15:53
А зачем такой провокационный заголовок? Автор излагает вполне разумную мысль, основанную на личных наблюдениях, жизненном опыте, с которой трудно не согласиться. Но призыв \\\\\\\\\\\\\\\"не видеть человека\\\\\\\\\\\\\\\& quot; - это, по-моему, перебор.
» Написать комментарий
|