1.
Неоэволюционизм
Не
утверждая, что развитие ПИО есть неизбежный ход истории, Белл все же считает, что
можно проследить движение от доиндустриального через индустриальное к
постиндустриальному обществу.
критика: Историзм
(ошибочность мысли о том, что можно определить основные тенденции истории и таким
образом предвидеть будущее). Телеологическое мышление (претерпевая изменения
общества идут к некой конечной цели).
2.
Отдельные сферы
Продвинутые
общества "радикально разъединены", т. е. существуют независимые
"сферы" —
социальная структура, политика и культура, - которые существуют автономно, так что
события в одной сфере необязательно повлечет за собой последствия в иных. Антихолизм.
критика: Обход "неудобных" вопросов о том, как одна сфера
влияет на другую;
По мнению самого Белла, ПИО характеризуется распадом "общей системы
ценностей",
ранее поддерживаемой обществом в целом (напр: протестантизм).
3. ПИО
Пио
возникает только благодаря переменам в социальной структуре, которая включает
экономику,
сферу занятости и систему стратификации, однако не связана с политикой и
культурой.
Самый
распространенный вид трудовой деятельности является определяющей чертой для
того или иного общества.
В
ПИО - занятость в
сфере услуг.
Логика развития - больше
продукции, произведенной меньшим количеством работников.
Автоматизация
отменяет пролетариат.
Конец
истории перемещений в области занятости. Сферу услуг невозможно полностью
автоматизировать.
Общество
стало богаче. Растут дополнительные расходы - растут дополнительные потребности.
критика: Высокая степень
идеализации ПИО.
4.
Роль информации
Доинд-е
общ-во: человек - природа
Индустр-е общ-во: человек - машина
Пост-инд-е: человек - человек.
"Главную роль играет не мускульная сила, не энергия, а информация".
Качественные
изменения в ПИО:
-белые
воротнички (аналитики) - планирование - устранение опасностей свободного рынка
(laissez-faire)
- поскольку услуги означают взаимодействие людей, направляемых специалистами,
то соответственно
качество этого взаимодействия выдвигается на первый план - переход от
"экономизирующего этоса" (максимально удовлетворяющего собственные
потребности) к "социологизированному образу жизни".
критика:
ПИО выступает высшей формой развития общества (эволюционизм)
Сомнительность
критерия "занятости" (Швейцария и Норвегия не являются принципиально
разными типами общества)
технологический
детерминизм - технологии
отделены от социального мира.
Что же тогда происходит с ценностями и силами, определяющими бюджеты на
исследования и развитие?
С приоритетами корпораций по инвестированию в обновление производства?
С предпочтениями правительств, которые выбирают именно этот проект, а не
тот?
Интеллектуальный консерватизм: технологии - двигатель перемен. Но Белл опирается на
Вебера, на его концепцию "рационализации", по сути заменяя
веберовские "культурные основания" на "рост производительности".
Но
в чем тогда состоит новизна ПОИ, е сли в нем по-прежнему доминируют те же
основные, определяющие процессы классического индустриализма.
Использование веберовского принципа бесконечного процесса "рационализации
в западных обществах" ("больше за меньшее") подчеркивает не
разрыв с прошлым, а скорее
преемственность.
5.
Теоретическое знание
Неопределенность
понятия не дает рассматривать "теор. знание" как мерило новой эпохи
(Гидденс)
Выводы:
Не
существует нового ПИО: рост занятости в сфере услуг и соответствующее развитие
выдвигают на первый план преемственность настоящего по отношению к прошлому.
(Сфера услуг расширилась, чтобы поддерживать устойчивую экономику, более
широкие политические и культурные связи. Принцип "больше за меньшее"
сохранился).
» Нет комментариев
» Написать комментарий
|