Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Христианская социология 

О СЕКУЛЯРНОМ ГУМАНИЗМЕ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.12.2008 г.

Для традиционного гуманистического мировоззрения, берущего свое начало в условиях Ренессанса, характерны убежденность в высоком достоинстве каждого человеческого существа и интерес к его внешней и внутренней жизни, а также уверенность в неотъемлемости его естественных прав на всестороннее развитие. Эта позиция, внешне выглядевшая весьма привлекательной, имела два серьезных изъяна. Первый заключался в пренебрежении принципами теоцентрической организации миропорядка. Оно привело впоследствии к экспансии секуляризма и к утверждению богоборческой культуры эпохи модерна, связанной с культивированием такого человеческого греха как гордыня.

Суть второго изъяна заключалась в том, что социальная практика развития буржуазных отношений в Европе привела к трансформации гуманизма в индивидуализм, позволяющий любому человеку выступать с апологией своего права на удовлетворение прежде всего своих личных потребностей и интересов. А это приводит к полному исчезновению всех необходимых этических оснований для того, чтобы гуманно относиться ко всякому другому человеку, который вольно или невольно оказался на пути к удовлетворению этих интересов.

Попытки отдельных мыслителей эпохи Возрождения и нового времени сочетать принципы гуманизма с христианством не были успешными, поскольку в них присутствовало стремление соединить несоединимое - теоцентризм с антропоцентризмом. В большинстве случаев результатом этих попыток оказывалось принесение теоцентрической парадигмы в жертву антропоцентризму. В результате образовалась новая картина мира, сущность которой впоследствии стала определяться при помощи понятия антроподицеи (от греч. anthropos - человек и dike - право, справедливость), смысл которого передается словосочетанием <оправдание человека>. Герой антроподицеи - это человек, который, хотя и признавал существование некоего абстрактного высшего первоначала, но при этом не имел личных отношений с живым Богом. Он был движим честолюбием, авантюристическими амбициями, рвалсяся к неизведанному и запретному и рассчитывал при этом только на себя и на фортуну, мифическим образом которой из его сознания был вытеснен подлинный Бог. Новатор, исследователь, мореплаватель, землепроходец, ученый-интеллектуал, он проявлял во всех своих предприятиях необычайную энергию и изобретательность. При этом вместо христианского смирения он демонстрировал неодолимую гордыню, а смысл жизни видел не в служении Богу, не в следовании Его заветам, а в личном самоутверждении любой ценой.

Взросшая из этих социокультурных предпосылок и утвердившаяся в западном сознании концепция гуманизма опиралась на следующие постулаты: 1) человек совершенен и ни в чем не уступает Богу, являясь <красой Вселенной, венцом всего живущего> (Шекспир); 2) поскольку человек совершенен, ему следует все свои силы направить вовне - на освоение естественного мира, а также на преобразование и совершенствование мира социального; 3) беспредельные творческие возможности человека как единственного во Вселенной разумного существа и бесконечные возможности совершенствования социального мира открывают перспективу бесконечного общественного прогресса.

Секулярный гуманизм, если его рассматривать в свете христианских определений, выступает как проявленгие гордыни человека, вставшего на путь самообожествления. Соблазнительная мысль о своем равенстве Богу становится для человека источником его бесчисленных прегрешений. Гуманизм предстает как философия абсолютной духовной самодостаточности, защищающая падшего человека, закосневшего в своей гордыне и отвернувшегося от источника божественного света. <В минуты духовного уединения или на вершине своего многостороннего творчества человек воспринимает этот божественный свет, не задумываясь об его источнике. Если в нем нет веры и религиозного опыта, то он приписывает этот свет себе, считает его своею интимной, внутренней сущностью, своим <достоянием>, как, например, свое тело, свой мозг или свое сердце> (Позов А. С. Основы древне-церковной антропологии. Т. 1. Мадрид, 1965. С. 85).

К категории гуманизма примыкает близкое ему по смыслу понятие гуманности. В христианском лексиконе ему сродни такие слова, как любовь к ближнему, человечность, милосердие, сострадание, благотворительность и др. Оно не просто предполагает высокое достоинство человеческой личности, но указывает на то, что источником этого достоинства является Бог, сотворивший человека по Своему образу и подобию. И долг каждого из людей состоит в том, чтобы признавать наличие этого богоподобия не только в самом себе, но и в любом другом человеке.

Фома Аквинский утверждал, что первобытный грех не смог полностью разрушить благости человеческой природы и совершенно лишить людей богоподобия. Следовательно, в человеческой жизни сохраняются предпосылки для достоинства и гуманности.

Поскольку христианство признает сакральный характер оснований всех форм гуманности, то его подход в данном случае неизмеримо полнее и глубже теорий светского, атеистического гуманизма.

 

Христианская мысль: Библия и культура. Христианство и социология. Русская религиозная мысль. Христианская антропология. Христианская культурология. Том VII. - СПб.: Издательство <Новое и старое>, 2005. - : с.

 

» Нет комментариев
Пока комментариев нет
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.   След. »