Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Христианская социология 

КОГДА РАЗУМНОСТЬ И СВОБОДА ОБРАЩАЮТСЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА?
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.12.2008 г.

Человеческая рациональность, как склонность апеллировать к возможностям разума, обнаруживает себя в двух основных формах - теологической и секулярной. Если первая предполагает единство разума и веры, то вторая является плодом нарушенного равновесия между ними. Секулярная рациональность демонстрирует нарушение должных отношений между разумом и верой, одностороннее преобладание активности разума, гипертрофию его полномочий, в результате чего возникает практика конструирования достаточно сухих и даже выхолощенных дискурсивных построений.

Диада веры и разума предполагает два основных варианта соотношения ее сторон. Первый - это отношения согласия, взаимодействия, синтеза возможностей, интеграции потенциалов. Второй - отношения борьбы, взаимоисключения, враждебности, антагонизма. Во втором случае возникает то, что иногда обозначают как гордыню разума, впавшего в самообольщение иллюзией самодостаточности. Вся рационалистическая философия нового времени может рассматриваться как плод этой гордыни. Путь, которым она (философия) двигалась, не привел к истине. Напротив, нескончаемая конкуренция амбициозных философских проектов приводила к появлению уродливых построений с апологией то безумия, то насилия, то абсурда. Таковы были плоды разума, блуждающего вдали от веры.

Это всего лишь один пример порочности практики отрыва разума от веры. Она порочна по той причине, что разрушает прежде всего целостность самого человека, лишает его согласия с самим собой. Гносеология находится здесь в прямой зависимости от антропологии. А антропология, как известно, неотрывна от онтологии. В данном случае целостность человека - это базовая, онтологической предпосылки полноценности человеческого мира, и при ее нарушении неизбежно искажаются и представления человека о свободе.

Опыт последних столетий свидетельствует о том, что в секулярном философском сознании не складываются удовлетворительные представления о свободе. Ответ на вопрос о причинах такой несостоятельности рационального философствования мы находим в Библии. Апостол Павел утверждал: <Господь есть Дух, а где Дух, там и свобода> (2 Кор. 3, 17). Дух абсолютно свободен. Он дышит, где хочет, и никто не знает, откуда он приходит и куда уходит. Свобода и Бог неразлучны. Свобода вместе с совершенным ее пониманием присутствует только там, где человек ощущает близость Бога. Чтобы обрести хотя бы самую малую толику свободы, человеку следует пребывать вблизи от Бога. Тот, кто не знает живого Бога, не знает и свободы. Вместо свободы он имеет зависимость от греха, зла и смерти.

Именно поэтому все рассуждения о свободе, исходящие от секулярного философского разума, пребывающего в удалении от Бога,- это либо пустые потуги, либо праздные игры. Чтобы убедиться в этом, достаточно двинуться по тому пути верификации, эффективность которого еще никому не удалось опровергнуть. Формула этого подхода: <По плодам их узнаете их>.

Каковы же те плоды свободы, которые человечество пожинает на протяжении последних столетий, когда философский рационализм достиг невиданной изощренности в толкованиях свободы? Они, к сожалению, удручающи и свидетельствуют лишь о несомненной тупиковости того пути, по которому двигался крупнейший из философских толкователей свободы, И. Кант.

Секулярный рационализм Канта - это апология свободы падшего человека, разорвавшего связи с Богом. Такой свободе не на что опереться. Это свобода тела, находящегося в процессе падения. На первый взгляд может показаться, что оно летит совершенно свободно и его свобода тотальна. Но какие плоды пожнет такая свобода? Столкновение с любым препятствием здесь чревато катастрофическими последствиями. И они оказываются неизбежны, если роль рулевого выполняет секулярный разум.

Разумеется, в несовершенном мире, лежащем во зле, не может быть совершенной свободы. Но совершенные представления о ней человек может иметь. Для этого ему только следует признать, что своими собственными силами эту крепость ему не взять, что его разум без веры бессилен в той же степени, в какой сам он бессилен без помощи Бога.

Свобода вкупе с Богом - это та свобода, о которой говорится в Библии, т. е. это свобода от проклятий греха, зла и смерти. Где господствуют грех, зло и смерть, вместо свободы царит рабство. Иисус говорил: <Всякий, делающий грех, есть раб греха> (Иоанн. 8, 33). С увеличением меры греховности и прочих форм зла, сфера свободы становится, подобно шагреневой коже, все меньше и меньше. Поэтому апостол Павел говорил: <Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства> (Гал. 5, 1). Этому совету очень трудно следовать. Даже сам Павел признавался, как тяжко довлеет над ним иго греха. Когда он задавался вопросом, почему он делает не то, что хочет и при этом ненавидит то, что делает, то ответ у него всегда был один: <Не я делаю то, но живущий во мне грех> (Рим. 7, 17).

Но Павел хотя бы знал врага свободы в лицо и твердо его маркировал: это грех. Секулярный же разум заставляет нас рассматривать свободу в отрыве от греха, а также от зла и смерти. В результате утрачивается сама возможность аутентичного постижения ее сути. И в итоге все те рациональные модели свободы, которые конструирует секулярный разум, предстают как заретушированные модели рабства. В них идет речь о чем угодно, но всегда отсутствует соотнесенность с грехом, злом и смертью. В результате возникают картины мнимой, ложной, греховной свободы, которая от мира сего, где царят зло и смерть. Она ими порабощена, а значит, являет собой уже не свободу, а собственную противоположность - несвободу, зависимость, рабство.

И совершенно прав был Дж. Оруэлл, сформулировавший иронический лозунг <Свобода - это рабство>. В секулярном мире иначе просто быть не может. Секулярный разум не имеет духовных ресурсов, чтобы вырваться за пределы этого жесткого, убийственного парадокса. И самоирония, звучащая в нем - это насмешка греховного разума не над законами логики, а над собой, забредшим в темный тупик непонимания самых простых вещей, прописанных в Библии тысячи лет тому назад.

 

Христианская мысль: Библия и культура. Христианство и социология. Русская религиозная мысль. Христианская антропология. Христианская культурология. Том VII. - СПб.: Издательство <Новое и старое>, 2005. - : с.

 

» 2 Комментарии
2Комментарий
at  17.09.2009 г. 11:58by Саня
Язычники много воды замутили в головах людей. Письма с фронтов "евангелизации" назвали святым писанием. Которое сотворили для своих целей. А настоящее Слово Б-га (Закон и Пророков) и в глаза не видывали и не читывали (большевики на стельки использовали свитки). Потому что Слово Б-га соблюдать нужно. А язычники беззаконники, они все законы отменили, ну разве что физические не смогли. Я сам - советский язычник, знаю это не по наслышке. 
Багов в священном писании язычников немерянно. Ну
1"S"
at  09.09.2009 г. 17:06by Seravim
Воистину, церковь и вера две большие разницы. Начиная с первого абзаца жуткая чепуха, которую разумный человек написать постеснялся бы. Изобилие изначально лживых утверждений, которые автор приводит бездоказательно, а потом делает из них далеко идущие выводы. Бесовские хитросплетения логики, да и только. \\\"В секулярном мире иначе быть не может\\\" - какая короткая у автора память! Даже такой насквозь секулярный строй как советский был гораздо гуманнее, свободнее и человеколюб
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.   След. »