Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Христианская социология 

ИСКУСИТЕЛЬНАЯ ЛОЖЬ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.12.2008 г.

Ложью мы обычно называем то, что противоположно истине, что является антиподом правды и честности. То есть ложь - это не ошибка или заблуждение, а намеренное искажение сути вещей и отношений.

В христианском сознании ложь расценивается как грех, восходящий к <отцу лжи>, дьяволу. Она способна принимать разные масштабы и обнаруживать различные степени разрушительной силы. Лжец, руководствующийся имморальными мотивами, втягивается в порочный круг предосудительного злословия, разрушающего добрые, конструктивные отношения между людьми.

Кроме сверхфизических предпосылок, у лжи есть также и антропологические основания. Это прежде всего поврежденность человеческой природы, проявляющаяся в виде слабости духа, неспособности противостоять искушениям, в качестве неумения отличить истину от подделок под нее. При этом необходимость лжи обусловлена тем онтологически предзаданным обстоятельством, что тело каждого человека цельно, а душа нет.

Когда человек дорожит своим статусом образа и подобия Божия, отчетливо сознает, что вера в Бога и злонамеренная ложь несовместимы, то в нем присутствует и постоянно дает о себе знать внутренний запрет на любые формы лжи. Для верующего всякая ложь предстает как обман Бога. Но поскольку Бога обмануть невозможно, то у лгущего неизбежно возникают опасные деформации в его отношениях с Богом, появляется угроза духовного саморазрушения, распада нравственного <я>. И напротив, твердая вера в Бога как в средоточие незыблемых абсолютов сообщает личности убежденность в неприемлемости, недопустимости лжи, превращает человеческий дух в непоколебимый оплот честности.

В межличностных отношениях и прежде всего в тех из них, которые строятся по вертикали <доминирование - подчинение>, может присутствовать такая разновидность лжи и лживости, как лицемерие. Знаменитый проповедник викторианской Англии Чарльз Сперджен (1834 - 1892) использовал в своих проповедях определение лицемера как гребца, который гребет в одну сторону, но смотрит в другую, который притворяется, что смотрит в небеса, но всегда помнит о личном интересе, который говорит, что взирает на Христа, но всегда стремится к собственной выгоде. Истинный христианин чужд лицемерия; его можно сравнить с путешественником, который смотрит в направлении, ведущем к цели и идет прямо к ней (Сперджен Ч. Нагорная проповедь. Брест, 2004. С. 140).

Распространенной разновидностью лжи является лукавство. Христианская традиция трактует его как свидетельство неверия и тайного, маскирующегося противления истине и добру и как коварную, изощренную хулу на Духа Святого. Лукавство выступает как демонстрация изощренного хитроумия, употребляемого на то, чтобы осуществлять коварные подмены и подтасовки, в которых добро изображается как зло, а злу приписываются свойства добра. Подобным лукавством оказалось насыщены искусство и литература XIX - XX вв.

<Симулякрами> (франц. simulacres - продукт симуляции), т. е. лукавыми подделками лжи под истину, попытками выдать безобразие за красоту, порок за добродетель переполнена культура модерна и постмодерна. Они блокируют возможность взаимопонимания между людьми, поскольку не вбирают в себя полноты смыслов социокультурного мира, деформируют их, создают иллюзию их присутствия там, где они отсутствуют.

Другой аспект темы симулякров состоит в том, что большинство реалий секулярного мира тщетно стремятся соответствовать тем понятиям, которые их обозначают. Так, люди, казалось бы, искренне стремятся изображать правдолюбие, правосудие, моральность, но при этом они лишь лукавят и искусно симулируют те черты, которыми должны обладать эти и другие формы культуры. И так происходит со всеми теми реалиями, с которыми человек вынужден иметь дело. В итоге духовно-социальная реальность секуляризованного мира предстает как пространство тотального лукавства, как грандиозная <человеческая комедия>.

О социально-этических и психофизиологических аспектах темы лжи много размышлял русский ученый-физиолог, академик А. А. Ухтомский. Он обратил внимание на так называемые <высокоразвитые психозы зрелого возраста> или <систематизированные бредовые помешательства>. Их особенность состоит в том, что в них проявляется безупречная исправность рационально-логических функций человеческого интеллекта. Что же касается причин аномальных, ложных и даже намеренно лживых теоретических построений, то их следует искать глубже. <Строятся подчас, - писал Ухтомский - удивительно содержательные, цельные (интегральные!) и красивые бредовые системы, чего-то ищущие, чем-то вдохновляемые, и однако бесконечно мучительные для автора! Затравкою при этом всегда служит неудовлетворенный, невыполненный долг перед встретившимся важным вопросом, который поставила жизнь. Человек сдрейфил в мелочи, оказался неполносильным и неполноценным в один определенный момент своей жизненной траектории; и вот от этого <судящего> пункта начинает расти, как снежный ком, сбивающая далее и далее, но уводящая все более и более в сторону бредовая система>. Расплатой за подобную рафинированную ложь может быть распад нравственного <я>.

 

Христианская мысль: Библия и культура. Христианская социология и антропология. Том VIII. - СПб.: Издательство <Новое и старое>, 2006. - : с.

 

» Нет комментариев
Пока комментариев нет
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.   След. »