Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Христианская социология 

ФОРМУЛА ДЕПРЕССИИ - УНЫНИЕ ПЛЮС ОТЧАЯНИЕ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.12.2008 г.

Когда человек погружается в состояние подавленности, угнетенности, тоски, безнадежности, когда он оказывается под гнетом отрицательных переживаний, и все его жизненные реакции обретают пессимистическую окрашенность, тогда он считает возможным заявить: <У меня депрессия>.

К физическим и психическим проявлениям депрессии относятся нарушения сна, апатия, ощущение не проходящей физической усталости, нежелание предпринимать какие-либо деятельные усилия.

Депрессия сопровождается охлаждением любви к жизни, природе, людям, близким, зрелищам, развлечениям. У верующего человека она может проявляться как сомнения в любви Бога к нему, как утрата желания трудиться для Него, во имя Его.

Социально-медицинские данные свидетельствуют, что депрессивные состояния предшествуют абсолютному большинству самоубийств. В ХХ в. депрессия заняла второе место в списке причин смертности.

Понятие депрессии, взятое из лексикона современной секулярной психологии, отсутствует в Библии. Но о состояниях, обозначаемых сегодня этим словом, т. е. о глубоком унынии, вызванном содеянными грехами, в Священном Писании говорится неоднократно. Так, псалмопевец жалуется Богу на то, что чувствует себя совершенно раздавленным: <Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной> (Пс. 21, 15 - 16).

Грех - самая распространенная причина депрессии. Камнем ложась на душу и придавливая ее своей тяжестью, он лишает человека способности радоваться жизни. Царь Давид жалуется в ряде псалмов на груз грехов, тяготящих его душу. Состояние глубокой подавленности переживает Иов, видя, что разрушился его дом, погибли дети, исчезли силы и здоровье. Из груди его вырываются стенания: <Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: <зачался человек> (Иов. 3, 3).

В современном мире депрессия чаще всего охватывает людей с секулярным миросозерцанием, в котором преобладают гедонистические ориентации. Именно они наиболее болезненно переживают ситуации, при которых утрачивается возможность беспрепятственно пользоваться всеми благами жизни. Отсутствие такого духовного стержня, как христианская вера, делает их бессильными перед лицом обрушившихся на них неприятностей и страданий.

Депрессия лишает человека творческой энергии, парализует созидательные силы его души и духа. Обессиливая личность, отнимая у нее жизнелюбие, доводя ее до состояния изможденности и болезненной расслабленности, она одновременно открывает доступ в ее внутренний мир губительным началам в виде уныния, апатии, тоски, чувства безысходности. Душа того, кто пребывает в состоянии уныния, впадает в сонное, бездеятельное состояние и у нее резко понижается степень сопротивляемости жизненным невзгодам.

Для христианина уныние - это грех, свидетельствующий об отсутствии веры в мудрость и милость Господа, Который допускает жизненные трудности и страдания для того, чтобы чему-то научать человека и через испытания выводить его на новые пути. Христианин знает о том, что ему следует принимать любые испытания, не впадая в уныние и рассматривая их как посланные Богом. Это означает, что он должен смиренно и безропотно относится к ним и видеть в них знаки, указующие на необходимость изменения своего отношения к жизни.

Предельной степенью уныния является отчаяние, когда человек начинает чувствовать себя оказавшимся в жизненном тупике, откуда он не видит выхода. Отчаяние может быть либо ситуативным, либо всеобъемлющим, тотальным. В первом случае оно исчезает после того, как личность выходит из тупиковой ситуации, благополучно разрешив связанные с ней противоречия.

Во втором случае отчаяние носит сравнительно устойчивый характер, имея не столько психологический, сколько экзистенциальный характер, т. е. затрагивая не только сферу чувств, но и область высших жизненных смыслов. Подобное состояние не поддается разрешению даже тогда, когда внешние условия и обстоятельства, в которых пребывает человек, выглядят вполне благополучными. Такое экзистенциальное отчаяние имел в виду французский мыслитель Блез Паскаль, когда писал: <Когда я вижу слепоту и ничтожество человеческие, когда смотрю на немую вселенную и на человека, покинутого во мраке на самого себя и словно заблудившегося в этом уголке вселенной, не зная, кто его сюда поместил, зачем он сюда пришел, что с ним станет после смерти, и неспособного все это узнать, - я пугаюсь, как тот, кого спящим привезли на пустынный, ужасный остров и кто просыпается там в растерянности и без средств оттуда выбраться. И потому меня поражает, как это люди не впадают в отчаяние от такого несчастного удела>.

Чувство отчаяния является чаще всего уделом людей, слабо укорененных в христианской вере и оказавшихся в центре сложной или опасной жизненной коллизии. Следствием слабости их веры становится утрата надежды и любви. В результате дух оказывается в состоянии трагического надлома и утрачивает способность противостоять темным, демоническим искушениям. Последние могут подтолкнуть человека к самым роковым шагам, вплоть до самоубийства.

Верующий человек может испытывать отчаяние в тех случаях, когда сознает свою огромную вину перед Богом и либо переживает свою богооставленность, либо чувствует как <жезл гнева> Господа готов сокрушить его. Глубокое отчаяние такого рода передает плач пророка Иеремии: <Я - человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не в свет. Так, он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою, сокрушил кости мои; Оградил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою; каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои. Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте; извратил пути мои и растерзал меня, привел меня в ничто; натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел; послал в почки мои стрелы из колчана Своего. Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их. Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью. Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом. И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа> (Плач. 3, 2 - 18).

Для христианина надежным средством против отчаяния служит твердая и радостная уверенность в своем грядущем спасении, в том, что всепобеждающая любовь Христа избавит его от тяжести грехов и от связанных с ними страданий.

 

Христианская мысль: Библия и культура. Христианская социология и антропология. Том VIII. - СПб.: Издательство <Новое и старое>, 2006. - : с.

 

» 2 Комментарии
2"Белобровка"
at  13.12.2011 г. 16:23by Юля
спасибо за статью. мне она была необходима
1Комментарий
at  13.12.2011 г. 16:21by Юля
спасибо за статью, мне она была необходима
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.   След. »