Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Христианская социология 

ОДУХОТВОРЕННОСТЬ ГАРМОНИИ И СОВЕРШЕНСТВА
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.12.2008 г.

Античная мысль сформулировала общие представления о гармонии как цели высшего порядка, придающей человеческим устремлениям особую одухотворенность. Аристотель определял гармонию как такую степень прилаженности сторон друг к другу, когда они уже больше не могут принять в себя ничего однородного. Это означает, что гармоничное целое предполагает определенную меру присутствия в нем тех или иных компонентов. Нарушение этой меры в сторону как прибавления, так и убывания губительно для состояния гармонии.

В христианстве понятие гармонии характеризует Божий порядок мироздания, человеческой жизни и индивидуальной души. Так, Василий Великий усматривал прямую соотносимость между мировой и социальной гармонией, утверждая, что всеобщий порядок и гармония в сотворенном Богом мире представляют собой прообраз того порядка и той гармонии, которые могут быть установлены людьми в их отношениях между собой. Необходимым условием таких гармоничных отношений является соблюдение заповедей декалога. Они составляют нормативное ядро универсального нравственного закона и возникающих на его основе отношений нравственной гармонии.

Существует этический парадокс, согласно которому духовная и практическая энергия, затраченная на достижение нравственной гармонии, не рассеивается в пространстве, а, напротив, приумножается. Тот, кто вложил в ее достижении всего себя, все свои духовные силы, обнаруживает, что в ответ он начинает получать неизмеримо больше того, что было им затрачено.

Гармония не отменяет ни порядка, ни дисциплины, ни иерархии, ни субординации в отношениях между частями целого, стремящегося к состоянию гармоничности. Существует объективная, онтологически обусловленная последовательность состояний и отношений, ведущих к гармонии. Ее можно выразить в виде четырех ступеней: 1) порядок; 2) иерархия; 3) симфония (согласованность взаимодействий); 4) гармония. У каждого из этих состояний имеется ее собственная противоположность, а их взаимная связанность дает представление о сути дисгармонии: 1) хаос (беспорядок); 2) дизархия; 3) какофония (рассогласованность взаимодействий); 4) дисгармония.

В жизни мира и человека гармония и дисгармония ходят рядом. Для человека всегда существует опасность срывов в негативность дисгармонии. Об этом свидетельствует евангельская притча о сеятеле, сеющим добрые семена, и о том, как за ним следует архивраг, сеющий дурные семена зла. Таков закон земной жизни людей, которому подчиняются все ее стороны и проявления - телесные, душевные и духовные. Если достижение гармонии требует усилий и труда, то дисгармония подстерегает человека на каждом шагу и не требует никаких специальных усилий для того, чтобы человек пребывал в состоянии, обозначаемом этим понятием. Уступка дьявольскому искусу, подстерегшему Адама и Еву в Эдеме, разрушила гармонию отношений между первыми людьми и Богом, ввергла их жизнь в дисгармоничную атмосферу тяжелых трудов, тягот и страданий.

Если говорить об отношениях между духом, душой и телом, то они гармоничны лишь в тех случаях, если между ними соблюдаются принципы иерархии, субординации и симфонической согласованности. Это означает, что низшие начала должны подчиняться высшим: душа - духу, а тело - духу и душе. Если же низшее начнет претендовать на автономию или главенство, станет инициатором соперничества и борьбы, то это обернется серьезными нарушениями внутренней и внешней жизни личности. Если низшие элементы двинутся по пути чрезмерного, гипертрофированного развития, а высшие при этом окажутся ослаблены или даже атрофированы, это лишит человека возможности достижения истинной гармонии. Так, безвольное потакание плотским нуждам и вожделениям, пренебрежение элементарными правилами дисциплины души и тела оборачиваются, как правило, губительными дисгармониями внутренней и внешней жизни. Иными словами, должный порядок взаимоотношений между антропологическими ипостасями (духом, душой и телом) не является чем-то внешним, привносным, а составляет сущностное свойство человеческой природы. Он - условие того, что каждое из начал будет иметь возможность для сохранения и приумножения своего жизненного потенциала. Принципы иерархической упорядоченности помогают человеку должным образом организовать свою жизнь, избегать роковых дисгармоний, противостоять греху и устремляться к Богу, помимо Которого никакая гармония невозможна.

Высшей степенью целесообразности и гармоничности, присущей живому существу, естественному предмету или искусственной, рукотворной вещи, является совершенство. В средние века интерес христианской мысли к проблеме совершенства позволил Ансельму Кентерберийскому (1033 - 1109) сформулировать онтологическое доказательство бытия Бога. Оно строилось на предположении, что абсолютная степень совершенства является характеристикой только Творца Вселенной. Все вещи в мире, включая то, что создается человеком, представляют собой лишь частичные, относительные воплощения совершенства. Однако, среди всех существующих совершенств непременно должно присутствовать совершенство наивысшее, абсолютное. Оно-то и является неотъемлемым атрибутом Бога.

Над проблемой совершенства человека размышляли Ж. - Ж. Руссо и Л. Н. Толстой. Русский писатель исходил из той же посылки, что и Руссо, считавший совершенство исходным, неотъемлемым атрибутом человека. <Человек, - писал Толстой, - родится совершенным, - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это как камень, останется твердым и истинным. Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра> ((Толстой Л. Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят // Он же. Собр. соч. в 20 т. Т. 15. М.: Худ. лит-ра, 1963. С. 33).

Данный тезис отображает только часть действительного положения дел: он справедлив по отношению к сотворенному Богом человеку, чья природа еще не была повреждена грехопадением. Однако, он неверен применительно к падшему человеку. Совершенство в полном, исчерпывающем смысле этого слова - атрибут Бога и Сына Божьего. Прилагаемое же к земному человеку, чья природа повреждена, и ложно толкуемое, это понятие способно дезориентировать людей, отвратить их от необходимости упорной духовной борьбы со своей греховностью.

Истинный путь отношения человека к проблеме совершенства указан Христом: <Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный> (Мф. 5, 48). То есть человек обязан смотреть на совершенство не как на уже достигнутый им предел, но как на ориентир и идеал, с которым необходимо соотносить не только свои отдельные действия и поступки, но и всю жизнь в целом.

Человек не вправе забывать о собственном коренном несовершенстве, которое требует от него огромных затрат энергии в неустанной работе над собой. <В мире несовершенном, - писал русский философ Владимир Соловьев, - достоин существования только тот, кто освобождается от своего несовершенства - кто совершенствуется: Всякое существо, единичное или собирательное, которое отказывается от этой мысли, неизбежно погибает. Ибо этот отказ от задачи совершенствования может иметь только два смысла. Или мы считаем себя уже совершенными, - что есть безумие и богохульство; или же, зная свое дурное состояние, мы им довольствуемся, не желая ничего лучшего, - что есть отречение от самой сущности нравственной человека, или от образа и подобия Божией бесконечности в ней> (Вл. С. Соловьев. Византизм и Россия. - Византизм и евангелизм. М., 2001. С. 171 - 172).

Для человека достижимо не абсолютное, а относительное совершенство, проявляющееся в умении выстроить должные отношения с Богом, в достижении высокого уровня духовности и в обладании высшими христианскими добродетелями.

Для христианина идеалом в движении к совершенству является Иисус Христос, которому он должен стремиться подражать. Фома Кемпийский в книге <О подражании Христу> и Григорий Нисский в работе <О совершенстве> усматривали долг человека в почитании тех добродетелей Христа, подражание которым недоступно и невозможно, и в практическом подражании тем Его добродетелям, которые достижимы.

 

Христианская мысль: Библия и культура. Христианская социология и антропология. Том VIII. - СПб.: Издательство <Новое и старое>, 2006. - : с.

 

» Нет комментариев
Пока комментариев нет
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.   След. »