В сочинениях по социологии наиболее употребимы два научных метода мышления: метод сравнительный и метод исторический.
Конт
полагает, что слепое подражание биологическому процессу, т.е.
исключительное применение сравнительного метода к указанию аналогий
человеческих обществ с обществами животных, может вести к непризнанию
истинных логических отношений обеих наук, биологии и социологии...
Другое
применение того же сравнительного метода состоит в сопоставлении
различных стадий, в которых находятся человеческие общества;
рассматриваемые особенно у народностей наиболее независимых одна от
другой.
Конт
полагает, что при подобном применении сравнительного метода достигается
наблюдение фактов в их статическом отношении и одновременно до
известной степени получается понятие о динамическом естественном
последовании явлений...
Более
полным методом в социологии Конт считает метод исторический. Он
предостерегает, однако, от иллюзий, могущих произойти при употреблении
этого приема мышления, главная из которых «состоит в принятии
постоянной убыли за стремление к всецелому уничтожению, или, наоборот,
согласно математическому софизму, по коему смешиваются постоянные,
увеличения и уменьшения, с изменениями безграничными».* Отдавая должную
справедливость историческому методу, надо признать, что социальный
вопрос оным не исчерпывается...
* Cours de philosophiе positive, par August Comte. Edition Littre. Vol. 4. P. 332.
Много одно время говорилось и печаталось у нас о научных
методах мышления; усиленно применяли дедукцию к решению общественных
вопросов; также восхваляли метод развития, а в результате одобряли
формы, неподвижность которых несомненна. Так что отвлеченное учение
методов в общем оказалось неуспешным.
По мнению Конта, ознакомления с одними методами недостаточно;
для полного метода необходимо знание законов, так как применение
законов одних наук к изучению явлений других наук составляет главный
общий рациональный научный метод.
Конт признает в основании своего воззрения естественное
совпадение законов абстрактных наук: математики, физики, химии,
биологии, социологии; так что, по его положению, законы явлений,
открытые в одной какой-либо из абстрактных наук, присущи явлениям
остальных абстрактных наук, хотя и могут находиться в скрытом виде в
оных.
При этом согласно его иерархии наук законы простых явлений одинаково верны для наук высших порядков и обратно.
Можно сказать, что главное научное движение в нашем веке
совершается в применении этого приема. Конкуренция, естественное
общественное явление, дала повод Дарвину создать теорию о происхождении
видов. Психология обновляется в руках натуралистов в учении
психофизиологии или, как вернее называют, в науке психофизики, так как
это название глубже охватывает предмет.
По воззрению Конта, законы естественных явлений составляют необходимую основу социальной науки. Этот метод эволюционный в широком значении этого слова.
Конт,
приступая к изложению отношений социологии к другим основным наукам,
ставит подчиненность социологии совокупности этих наук как главный
принцип и необходимое условие для успешного изучения общественных
вопросов. Несоблюдение этого условия парализовало усилия лучших умов в
социальных трудах; предварительное ознакомление с общими законами –
метод необходимый, «возможность которого неоспорима, хотя никто до сих
пор не постиг в достаточной мере совокупность умственных обязательств,
возлагаемых подобным обновлением науки»*...
* Cours de philosophie positive, par August Comte. Edition Littre. V. 4. P. 337–338.
Дело идет о методах мышления, а потому надо первее всего
обратиться к философии, так как приемы мышления составляют главную
основу оной. Философы XIX века, конечно, допускают математику, в смысле
учения о времени и пространстве, основанную на идеальной математической
точке, не имеющей пространства. Они признают Платона, который был
геометр, также Декарта; но сколько шума поднялось у них с появлением в
середине нашего столетия манускриптов Лейбница и фразы: «Спиноза
начинает там, где кончил Декарт, in naturalismo».
Но время и пространство это на реальном языке – движение и вещество, а
такое применение считается материализмом; а потому эклектики, чтоб
более отличить себя от последователей науки, приняли название
спиритуалистов и, пренебрегая вообще наукой, взяли в свое
исключительное ведение учение о социальных явлениях...
Оказывается,
что высшие условия и принципы, которым надо отдать первенство, состоят
из ошибочных учений или же навеянных временными обстоятельствами
понятий...
» 1 Комментарий
1"Соков" at 09.03.2010 г. 16:05
Хорошая работа
» Написать комментарий
|