Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Учебные пособия arrow Социология - Фролов С.С. 

Глава 3 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
14.11.2008 г.

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек состоит членом семьи как малой группы, но он является еще членом и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высо-кое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных воз-можностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позицш индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими груп-пами (некоторые социологи используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почта тельность по отношению к последним. Статус солдат отличен от ста туса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Женщины имею статус, отличный от статуса мужчин, и потому от них ожидается а ведение иное, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь больик число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнен! ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роя это две стороны одного феномена: если статус является совокупнос-п прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках эт совокупности прав и обязанностей.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса дан ной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. "Что позволено Юпитеру, не позволену быку", -гласит поговорка. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий явля-ется важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в резуль-тате чего индивид становится действительно частью общества.

§ 1. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОЛЯМ

Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определен-ного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответст-вующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины могут довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно выполнять свою роль, если она в процессе социализации не принята ими как стоящая потраченного вре-мени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером и играть на сцене. Скорее всего химия будет ему в тягость и большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе труд-ности женщины, которая социализируется в роли домохозяйки потому, что это единственный путь, уготованный ей в данной социальной груп-пе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских способнос-тей, способностей к игре на сцене или способностей и склонностей к преподаванию.

Обучение большинству важнейших ролей начинается обычно в ран-нем детстве, одновременно с началом формирования установок, направ-ленных на определение роли и статуса. Большая часть этого этапа ро-левого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети игра-ют в игрушки, "разыгрывают" представления, помогают отцу и мате-ри, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают се-мейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуа-циях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собст-венную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским дей-ствием и это понимание со временем растет. Его "притворные", ненас-тоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием "психодрама", основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями (188, с. 23). Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль же-ны, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто исполь-зуется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и пове-дения других людей при взаимодействии в определенной ситуации, Играет ли индивид роль на "притворной", нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится акку-мулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее "Я" личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь иной статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отно-шениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем сказать, что он ведет себя как учитель, крестьянин, предпри-ниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, пол-ностью принимается уготованная ей социальная роль.

§ 2. ПРЕДПИСАННЫЕ И ДОСТИГАЕМЫЕ СТАТУСЫ

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Предписанные статусы, и роли. Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласован-ного исполнения обязанностей - это разделение всех видов деятель-ности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После пер-вого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предпи-санные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми кри-териями, известными как "путь достижения успеха". Пол и возраст универсально используются в обществе как основа для ролевого пред-писания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлеж-ность также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. "Взрослые спрашивают маленьких мальчиков, кем они хотят стать, когда вырастут. В то же время взрос-лые спрашивают маленьких девочек, откуда у них такое хорошенькое платьице. Несмотря на свой юный возраст, мальчики прежде всего заботятся о карьере, в то время как девочки поглощены "насаживанием" приманки для мужчин!" - остроумно заметил один известный американский преподаватель-исследователь (169, с. 107).

Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов со-циализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий как мужчин, так и женщин. Маленькие девочки играют с куклами, помогают матери по хозяйству и вознаграждаются за это похвалами взрослых. Обучение девочки как сорванца хотя и терпимо, но считается дурным тоном. Мальчики же считают, что куклы пред-назначены только для девчонок и самых маленьких детей, а потому худшее для них- это прослыть "маменькиным сынком", "девчонкой". Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные спо-собности, чувства и предпочтения.

В зрелом возрасте половые различия и роли четко определяются, а процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т.д. Ее роль жены и матери включает одновременно множество различных ролей, каждая из которых неотделима от другой и врастает в нее.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для принятия свойственных им задач. Так, в Пакистане домашняя прислуга традиционно представлена лицами мужского пола; на Филиппинах все секретари - мужчины; на Маркизских островах дети работают по дому накрывают на стол, готовят кушанья, а женщины вышивают; во многих странах мира тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.

Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, тра диции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролев Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы эти: традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными о общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответ ствии с их полом. Немногие индивиды игнорируют эти требовали? например становятся гомосексуалистами или лесбиянками, так ка такие отклонения от предписанных ролей осуждаются обществом.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются. Возможность замены тяжелого ручного труда машинным, применени противозачаточных средств и как следствие этого уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени уменьшили различия между мужскими и женскими ролями. Женщины, н. пример, стали активно втягиваться в процесс производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут я надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обыч полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто так дети чувствуют себя одинокими, ущербными. С другой стороны, статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию взрослого статуса с установками и поведением, свойственными детству в юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера пока; дают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация г подготовке к юности и к старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Родители юноши или девушки пребывают в неопределенности относительно того, насколько зрелым считать юношу или девушку, и они бесконечно пререкаются со своими детьми относительно выбора ими товарищей и подруг, времени возвращения домой, использования денег, женитьбы или замужества. Но дело в том, что и сам молодой человек пребывает в неопределенности относительно сферы приложения своих усилий, выбора пути достижения успеха в жизни, политических взглядов, круга друзей и т.д. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких общест-вах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблю-дением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в после-дующей жизни оказывается только поддержание собственного сущест-вования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Пол и возраст - это только два примера из многих предписанных статусов. Все подобные статусы выключают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социа-лизируется к предписаниям, относительно этих ролей установленным в обществе.

Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закреп-ляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое коли-чество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпоч-тений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате ве-зения. Довольно удачно этот феномен описан М, Янгом: "Принцесса -это предписанный статус. Девочка с королевской наследственностью может не ударять палец о палец, а ее будущее все равно это будущее принцессы. Она рождена принцессой, и будет ли она хорошенькой или уродливой, высокой или низкой, умной или глупой, она останется прин-цессой. Достигаемые статусы, напротив, не даются от рождения, они могут приобретаться только личностями, наиболее подходящими для этого. Быть мужчиной - предписываемый статус, зависящий от рож-дения, но быть мужем - достигаемый статус, который не вытекает автоматически из факта рождения мужчины, а зависит от мужского поведения в будущем. Негр - это предписанный статус, но полицей-ский - достигаемый статус. Никто не может быть рожден полицейским. Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида" (196, с. 90).

В примитивных, традиционных, обществах статусы чаще всего являются предписанными и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем,что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность пр занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет некоикурентоспособность тех, кто не ба смог "найти себя" и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это пр выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных нь существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от ис него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и ив друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие со действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид да встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, де что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, ш несмотря ца это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина - с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное с их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, - стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обу-чается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согла-ситься с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всеми своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе со-ревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каж-дого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п.

Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.

Ролевое поведение. В то время как роль является поведением, ожи-даемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например, в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бес-сознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного "Я". Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать жела-тельное впечатление у других. Поведение регулируется путем согла-сования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас явля-ется актером, имеющим различные аудитории. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники - все они, как и многие другие, составляют различные аудитории. Индивид, учитывая специ-фику окружающих его социальных общностей, по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего "Я". Отец отчитывает детей, профессор читает лекцию, милиционер контролирует движение на трассе - каждый в определенном месте и в определенное время яв-ляется актером, который дает представление ради того, чтобы про-извести впечатление на аудиторию (160).

§ 3. РОЛЕВОЕ НАПРЯЖЕНИЕ И РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать же-лаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение -трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствия внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжени может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнена данной роли.

Неадекватная ролевая подготовка. Обучение исполнению ее социальных ролей может быть успешным только при последовательно подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении все жизни индивида. Маленькая девочка поет колыбельную кукле, Mi ленький мальчик строит модель самолета, ученик выполняет сложну техническую работу, данную мастером, студент проходит стажировку должности инженера- все это отдельные моменты непрерывно социализации через опыт, путем обучения навыкам, мастерству и уст новкам в определенный период жизни для того, чтобы использовать; впоследствии, в следующих ролях.

При непрерывной социализации опыт каждого жизненного эта служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Например, маленький мальчик из охотничьего племени индейцев почти с рождения знакомится с игрушечным луком и стрелами, а через некоторое время он уже бегает с настоящим луком, что делает его похожим на одного мужчин данного племени. Животные и птицы, убитые на охоте, даются ему для того, чтобы он подвешивал их, подкрадывался к ним и пронзал их стрелами. Затем наступает знаменательный момент, когда его первый раз берут на охоту, где он подражает поведению мужчи учится у них охотиться. Он несет вместе со всеми добычу и гордиться буйволами, которых убил его отец. Когда же в конце концов он убивает буйвола и становится мужчиной, это является только последним шагом в его непрерывной детской подготовке к исполнению но взрослой роли, которая органично соединяет его долговремен детский опыт со взрослым делом.

Такая ранняя подготовка к переходу от одного статуса к последующим- далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Наше общество, как и все современные сложные общества, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Так, большинство современных мужчин и женщин выполняют свою основную работу вдали от дома, в связи с чем их дети не могут наблюдать за нею и помогать отцу или матери. В большинстве семей нашего сложного современного общества дети мало занимаются работой по дому и девочки плохо обучаются мастерству, установкам и эмоциональному вознаграждению будущей домохозяйки. Детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует должным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Очень часто юноша, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей. Например, помимо начала работы по основной профессии критическим периодом можно справедливо считать выход на пенсию когда женщина или мужчина после 55-60 лет вдруг начинают что вся предшествующая деятельность совершенно не подготовила их к роли пенсионера.

Другим источником ролевого напряжения в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального пове-дения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения. Например, молодой человек, закончивший школу, часто бывает воспитан на чувстве справедливости в отношении его социального окружения, на чувстве равенства возможностей в проявлении воих сил и способностей на любом поприще. Но воспитанный таким образом молодой человек в скором времени замечает, что процесс юлучения многих ролей зависит не от способностей и таланта, а от знакомств, положения родителей, наличия денег и т.д. Таким же образом многие молодые люди, считающие, например, политиков выдающимися общественными деятелями, убеждаются, что основной их заачей являются компромиссы со священными принципами; военные, призванные защищать отечество, могут меньше всего думать об этом.

Все социальные роли в реальной их модификации и многообразии гся чуждыми молодым людям, воспитанным на идеальном представлении о многих сторонах человеческой деятельности. Поэтому у них может возникнуть внутреннее ролевое напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма к наивному цинизму, отрицающему основополагающие нравственные и институ циональные нормы общества.

Некоторый разрыв между формальными впечатлениями и действи- тельными механизмами ролевого поведения, вероятно, характерен для всех современных обществ. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается в какой-то степени его сократить. Так, студентам в целях социализации к будущей роли специалиста предоставляется воз- можность выполнять лабораторные работы, проводить полевые испытания, проходить производственную практику. Однако такой разрыв сохраняется, и поэтому у молодых людей следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности адаптироваться к широкому кругу ролей, к решению действительных, реальных проблем.

Ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заклю- чают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обя- занностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, пуб- лично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объяв- ляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения — существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено oт многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационали зацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действю считаются неосознанными защитными механизмами, которыми лич ность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он исполь-зуется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Клас-сической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Стоит убедить себя в том, что женщины в интеллектуальном плане находятся на уровне детей, как нас уже не будет мучить вопрос о равноправии женщин в обществе. Американские рабовладельцы искренне считали, что все люди рождаются равными, но невольники- это не люди, а имущество, в связи с чем не стоит беспокоиться о их бесправном положении. Евангелическая заповедь "не убий" для католиков средневековья была справедлива только в отношении людей истинной веры, неверные же не могли считаться людьми, и их можно было уничтожать с чистой совестью. В данном случае путем рационализации ситуация опреде-ляется таким образом, что исчезает ролевой конфликт и ролевая напряженность.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требо-ваний, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновре-менно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия. Униформа милиционера, военного, белый халат хирурга и профес-сиональные титулы помогают людям в разделении своих ролей. Многие не могут "расслабиться" (полностью отойти от роли) до тех пор, пока не снимут с себя униформу. Принято образно говорить, что каждый член общества, который успешно социализировался, расширяет "гар-дероб" ролевых личин и надевает то одну, то другую из них в зависимости от ситуации: дома он сама мягкость и покорность, на работе жесток и официален, в обществе женщин мужествен и пре-дупредителен и т.д. Такой процесс ролевого перерождения создает возможность снятия эмоциональной напряженности всякий раз, когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой. Если индивид не защитил себя путем разделения ролей, эти противоречия становятся психологическими конфликтами

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и заблокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их чело-вечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляет серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рацио-нализации и разделения ролей прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иней роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом. Муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Нечестный работник торговли не чувствует своей вины потому, что он уверен, что его заставляет так поступать система торговли. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ас-социации, в которой он выполняет конфликтную роль.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном общест-ве в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно про-исходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социаль-ных ролевых конфликтов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое социальный статус и социальная роль? Как эти понятия связаны между собой?
  2. Какие условия являются необходимыми и достаточными для ролевого обучения?
  3. Опишите процесс ролевого обучения ребенка взрослым ролям. Какое значение имеет подражание в процессе такого обучения?
  4. Что такое предписанные статусы? Существуют ли предписанные статусы в современном индустриальном обществе?
  5. Как предписанные роли влияют на поведение людей? Как они связаны с культурой общества?
  6. Что такое достигаемые статусы? В чем причина увеличения их числа в современных обществах?
  7. В чем состоит специфика поведения людей в обществе, где в основном существуют достигаемые статусы?
  8. Каковы положительные и отрицательные стороны достигаемых статусов? Существует ли общество, в котором наблюдаются только достигаемые статусы?
  9. Что мы понимаем под ролевым поведением? Чем оно отличается от набора прав и обязанностей для данной роли?
  10. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти два понятия?
  11. Как влияет неадекватная ролевая подготовка на процесс ис-полнения ролей? Почему мы говорим, что в современных обществах именно ролевая подготовка является во многих случаях источником социального напряжения и конфликтов?
  12. Какие основные виды действий совершает человек для защиты своего "Я" от ролевого напряжения и конфликта?
  13. В чем сущность таких способов действий, как рационализация, разделение ролей и регулирование ролей? В чем состоят основные различия этих способов действий?

 

 
« Пред.   След. »