Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека arrow Лекции по социологии 

3. ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЫВШЕМ СССР И В РОССИИ
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.09.2008 г.

Прежде чем говорить о причинах обострения межнациональных отношений в бывшем СССР и в самой России, являющихся в настоящее время одним из главных источников социальной напряженности в стране, закономерно поставить вопрос о том, что в действительности представляли из себя находящиеся на территории СССР этнические группы, какой характер носила проводимая в стране национальная политика. Оба эти вопроса теснейшим образом взаимосвязаны, ибо ошибки в национальной политике КПСС во многом предопределили искусственный и в значительной мере насильственный процесс формирования наций и народностей в СССР. Отметим два наиболее существенных обстоятельств, обусловивших обострение национально-этнических отношений в бывшем СССР.

1) На протяжении многих десятилетий в стране происходил процесс огосударствления наций, они создавались без учета реальных потребностей и интересов людей коренной нации и национальных меньшинств. Искусственно выделялись такие административно-государственные единицы как союзные и автономные республики, национальные округа и области. Не существовало четких и ясных критериев, помимо идеологических, которые давали бы возможность, например, провести строгое разграничение между союзными и автономными республиками. Различные национально-этнические общности в зависимости от политического и административно-территориального статуса наделялись различными правами, степенью экономической самостоятельности. Как отмечает С.Кордонский, нации были превращены в "социально-учетные группы" наряду с другими элементами государственной политики, а руководители национальных республик должны были регулярно докладывать о своих достижениях в области экономики, культуры, грамотности и других показателях. Реальный процесс развития наций подменялся социально-статистическими показателями "расцвета и сближения наций" (Кордонский С.Г. Нации как государственные институты // Филос. науки. - 1990. - № 8. С.52).

Искусственное вторжение государства в процесс национальных отношений с самыми благими намерениями, за которыми скрывались идеологические догмы КПСС о создании бесклассового общества и построении коммунизма в СССР, на практике принимало форму насильственного окультуривания и "втягивания людей в прогресс на канате". Фактически такая политика означала консервацию прежнего дореволюционного уровня развития наций и отношений между различными этническими группами, хотя развивались эти отношения в новых условиях.

Таким образом, есть основания полагать, что нации в СССР рассматривались государственно-бюрократическим аппаратом управления не как подлинные этнические общности с присущими им социокультурными особенностями, различной степенью развития национального самосознания, культурной самобытностью и др., а как искусственно сформированные по идеологическим критериям социальные общности, развитие которых осуществлялось и направлялось идеологическими установками. Иными словами, национальный вопрос не был решен в СССР вопреки официально пропагандируемым лозунгам о расцвете и сближении наций. Причины этого кроются не только в авторитарно-бюрократическом стиле управления страной, но еще в том, что та модель социализма, которая существовала в СССР, не смогла удовлетворительно решить социально-экономические проблемы, связанные с обеспечением населения национально-территориальных образований высоким и стабильным уровнем жизни, устойчивым социально-экономическим ростом. Именно устойчивый социально-экономический прогресс и сопровождающий его высокий уровень и качество жизни способствовали успешному решению национально-этнических проблем в капиталистических странах на протяжении второй половины ХIХ в. и в ХХ столетии, что способствовало преобладанию интеграционистских тенденций над сепаратистскими.

"Интернационализм" как один из ведущих принципов марксистско-ленинской идеологии также сыграл отрицательную роль в проведении национальной политики. На практике он вел к нивелированию национально-этнических различий, порождая и усиливая предрассудки, предубеждения и недоверие одной нации по отношению к другой. Одним из важных свидетельств политики интернационализма и сближения наций явилось объявление русского языка в качестве единственного государственного языка, что автоматически вело к принижению роли национальных языков и культурных особенностей. Интернационализм означал вместе с тем приоритет политических и социально-экономических отношений над национально-этническими, тормозил процессы роста этнического самосознания, формирование самобытной культуры и психологии. Хотя нельзя отрицать отдельных фактов своевременного оказания помощи различным республикам, как это было например, после землетрясения в Ташкенте в 1968 г. и в Армении в 1988 г. В годы "перестройки", когда наметились признаки ослабления централизованной государственно-партийной власти стала формироваться первая волна националистических движений в республиках Прибалтики, "интернационализм" стал нарицательным именем, синонимом "русской империи", реальным образом врага, на который сконцентрировались националистические страсти и эмоции.

2) Второй большой круг проблем, повлиявших на обострение национально-этнических отношений в бывшем СССР, заключается в самой природе этничности; точнее порождаемых ею специфических взаимосвязях личности и этнической группы. Эта проблема никогда прежде не рассматривалась всерьез ни официальной идеологией, ни теорией марксизма-ленинизма, считающей национальные отношения в качестве вторичных, порожденных классовыми и политическими отношениями. Однако принадлежность человека к определенному классу, или социальному строю и этническая принадлежность - это явления разного порядка. Принадлежность к этносу связана с культурно-историческими истоками формированиями личности, его мировоззрения, чувствами патриотизма и любви к Родине, к окружающим его людям того же этноса. Поэтому этнические чувства и переживания, связанные с ними ценностные ориентации при определенных обстоятельствах могут возобладать над его социально-классовыми интересами, политическими установками. Подобные явления чаще всего имели место в ранних периодах истории, когда "трайбализм", принадлежность к одному роду и племени, превалировал в отношениях между различными этническими группами, еще не имевшими зрелой политической организации.

В современную эпоху этнические установки и ценности начинают преобладать в отношениях между различными социальными группами, государствами, в отношениях между личностью и обществом в тех случаях, когда социально-экономические и политические интересы людей по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены, т.е. имеют место кризисные явления в общественной жизни. Тогда феномен этничности, имеющий глубинные корни в национальной культуре и традициях, обычаях, образе жизни людей, становится важнейшим интергрирующим фактором для людей одной национальности, сплачивает их для достижения политических и социально-экономических задач. Иными словами, этничность выступает инструментом, противостоящим социально признаваемым в данном обществе критериям социальной стратификации, такими как доход, образование, власть и другим известным фактором, влияющим на социальную позицию людей, их права и привилегии. Люди одной этнической группы объединяются на базе своих исконных этнических ценностей для того, чтобы изменить существующую социальную структуру, сложившуюся систему социальной стратификации, социального неравенства.

В публицистической литературе, да и среди самих этнографов преобладает несколько отличная, хотя в основных чертах совпадающая с социологической трактовкой, интерпретация причин обострения межэтнических отношений. Решающую роль в национально-этнических конфликтах отводят феномену национализма, который в наиболее краткой форме звучит так: "Национализм - это политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и национальные единицы должны совпадать". Английский философ Э.Геллнер, которому принадлежит это определение национализма, уточняет, что националистические чувства вызываются как раз нарушением этого принципа. "Националистическое движение - это движение, вдохновляемое чувствами подобного рода" (Геллнер Э. Нации и национализм // Вопр. филос. 1989. № 7. С.119). В отечественной обществоведческой литературе феномену национализма, в котором видят своеобразный движущий мотор, раскручивающий межэтнические конфликты, также отводится первостепенное внимание.

В данном случае национализм может быть истолкован как принцип межгосударственных отношений или как инструмент борьбы за политическую независимость определенной этнической группы. Но достаточно очевидно, что ссылки на национализм многое не объясняет в отношениях между этническими группами, особенно коренной национальностью и малой национальностью, живущих в пределах единого государственного образования. Борьба, например, за свои права многих этнических групп, представляющих из себя национальные меньшинства, в США, европейских странах, странах третьего мира не затрагивают, или, по крайней мере в незначительной степени, вопросов территориально-государственного устройства. На первом месте здесь вопросы изменения существующей системы социальной стратификации, социального неравенства: получить равные права с коренной нацией или даже добиться определенных привилегий в доступе к материальным и культурным ресурсам и ценностям. Если же перейти на межгосударственный уровень, когда в политических отношениях громко звучат националистические нотки, даже в этом случае предметом борьбы выступает не столько оформление новой этнической государственности, сколько скрывающееся за этим стремление перераспределить природные, социальные и культурные ресурсы в пользу своей этнической группы. Именно такого рода интересы этнических групп скрываются за национальными конфликтами в бывшем СССР и Российской Федерации. Отсюда и стремление к национальной независимости бывших республик и автономий СССР, поскольку это напрямую открывает путь к различным ресурсам, которые прежде находились под контролем центральной власти, партийно-государственного аппарата.

В условиях обострения социально-политического, экономического и культурного кризиса СССР этнические связи и отношения, привязывавшие личность к его историческим корням, Родине, отечеству, обычаям, традициям, родному языку, эмоциональные чувства "естественной этничности" начинают преобладать над экономическими, классовыми и политическими интересами людей. Ближайшее этническое окружение личности оказывается наиболее устойчивым и поэтому в период разгула национализма "этническое сообщество" начинает играть первостепенное значение в жизни человека. С одной стороны, идентифицируя себя с определенной этнической группой, человек чувствует себя более уверенным и защищенным, в нем обостряется чувство личной активности и заинтересованности в проблемах развития своей общности. Вместе с тем, как справедливо отмечает С.Н.Артановский, "в период разгула националистических страстей этническое общество может поработить личность (Артановский С.Н. Этноцентризм и "возврат к этничности" // Этнограф. обозрение. - 1992. - С.19). В свою очередь это ведет в деиндивидуализации человеческой личности, открывает дорогу для проявления агрессивности, разрушительных инстинктов, которые выступают психологической основой многих межэтнических конфликтов. Старые государственные институты, социалистическая мораль и идеология перестают быть регулятором поведения человека, который руководствуется захлестнувшими его чувствами этноцентризма (моя этническая группа самая хорошая, мужественная, трудолюбивая и т.д.).

Эмпирические социологические данные в общем подтверждают эти теоретические рассуждения, фиксируют рост "конфликтного потенциала" в массовом сознании - высокую готовность населения участвовать в конфликтах на стороне своей этнической группы.

В настоящее время межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70 зон потенциальных межнациональных конфликтов (Рукавишников В.О. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социол. исслед. - 1992. - № 3. С.18), некоторые из которых к 1995 г. привели к человеческим жертвам, а в Чечне - даже к крупномасштабным военным действиям.

В заключении лекции, несколько слов о судьбе Российской Федерации, являющейся многонациональной республикой. Существует весьма распространенная точка зрения, что межнациональные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, могут с такой же интенсивностью проявиться и в межэтнических отношениях на территории России (Солодухин Ю. Грозит ли Российской Федерации участь Советского Союза? // Диалог. - 1993. - № 1). Действительно, эти конфликты не обошли стороной и Россию, но в большей мере проявились они именно в странах ближнего зарубежья. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что негативные последствия национальной политики КПСС больше всего сказались именно на русской нации: выполняя роль главной, ведущей нации, будучи "оплотом интернационализма" русский народ не смог в достаточной мере выработать национального самосознания, утратил многие прежние национально-культурные особенности. Процесс восстановления самобытной русской культуры начался лишь в самые последние годы, когда пресса заговорила о "русской идее" и глубинных корнях отечественной культуры.

Выполняя роль "народа-интернационалиста", Россия как ни одна другая республика, давала возможность проживания на своей территории представителям всех других этнических групп. В Москве, например, в 1993 г., сейчас эта картина почти нисколько не изменилась, проживают представители почти всех национальностей (Губогло М.Н. Этнографическая и языковая ситуация в столицах союзных республик в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов // Отечественная история. - 1993. - № 1. С.55). Наряду с этим за пределами Российской Федерации до последнего времени проживало примерно 55 млн. чел. (сейчас цифра уменьшилась в связи с усилением миграции русского населения из бывших республик), особенно велика была доля русского населения в республиках Прибалтики, в Казахстане, Белоруссии, на Украине и др. Одна из самых актуальных проблем в связи с этим - положением русского населения в бывших республиках СССР, где, как уже отмечалось, очень сильны тенденции этноцентризма и рост националистических настроений. Отметим в этой связи некоторые тенденции развития взаимоотношений русской нации с другими этническими группами.

Во-первых, это утрата прежнего достаточно высокого статуса русской нации. Правительства некоторых новых национальных государств открыто проводят политику выживания представителей русской этнической группы, лишая их политических и гражданских прав. Русским теперь приходится довольствоваться статусом национальных меньшинств, они вынуждены бороться за свои социально-экономические права, отстаивать интересы своей этнической группы в экономике, политике, культуре. Несмотря на поддержку правительства России, многие русские вынуждены мигрировать из Эстонии, Литвы, Латвии и др. республик.

Вторая проблема связана с ростом сепаратистских тенденций на территориях России. Ряд крупных республик, таких как Башкирия, Татарстан, Якутия, Бурятия, заявили о создании собственной государственности и не ставя вопрос о выходе из Российской Федерации, вместе с тем, проводят линию на расширение своих прав в хозяйственных, финансовых, социальных областях и внешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русского населения во многих республиках, его культурная интеграция с местными этническими группами, входящими в состав Российской Федерации, служит серьезным противовесом сепаратистским тенденциям.

Какова дальнейшая судьба Российской Федерации как многонационального государства, в настоящее время предсказать трудно. Однако хочется надеяться, что до развала российского государства дело не дойдет, так как слишком многое объединяет русских с представителями других этнических групп: общая историческая судьба, сходные социально-экономические задачи, близость этнических культур и т.д.

 

Литература

Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. - М., 1990.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл// Социс. - 1996. - № 5.

Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991.

Зиновьев А.А. От коммунизма - к колониальной демократии// Социально-политический журнал. - 1993. - № 7.

Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социс. - 1996. - № 2.

Иванов Т.В. Межнациональные отношения в России// Социс. 1994. - № 6.

Карташов В.А. Этнологический словарь. Историко-социологический аспект формирования народов. - СПб., 1993.

Клямкин И.И., Лапкин В.В. Русский вопрос в России// Полис. 1996. - № 1.

Козлов В.И. Вымирание русских: историко-демографический кризис или катастрофа?// Вестник Российской академии наук. - 1995. - № 9.

Костомаров Н.И. Русские нравы: Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: исторические монографии и исследования. - М., 1995.

Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономизации"// Полн.собр.соч. Т.45.

Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации (по данным социологических исследований). - М., 1992.

Росенко М.Н. Этнонациональные процессы в современном обществе. Философско-методологический анализ. - СПб., 1996.

Русские. Этносоциологические очерки. - М., 1992.

Рыбаковский Л.Л., Тарасова Н.В. Внутрироссийская миграция: нынешняя ситуация и прогноз// Социс. - 1994. - № 1.

Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений// Социально-политический журнал. - 1996. - № 1.

Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии// Актуальные проблемы социологии. Вып.I. Социология национальных отношений и современность. - Барнаул - Москва, 1991.

Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение)// Полис. - 1994. - № 2.

Этничность. Национальное движение. Социальная практика. Сб.статей. - СПб., 1995.

Этнологический словарь. Вып.I. Этнос. Нация. Общество. - М., 1996.

 

 

 

 

» 1 Комментарий
1"Ковалев"
at  23.03.2011 г. 19:24by Михаил
Воспитание культуры межнациональных отношений, по-моему, надобно начать с прояснения подлинной истории народов Евразии, особенно русских и татар - двух самых крупных этносов (народов) России.  
Очень познавательна в этом смысле статья "О подлинной истории стратегических этносов Евразии": http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130 / 
 
Там в статье ссылки на более обстоятельные труды.
» Написать комментарий
Email (не публикуется)
Имя
Фамилия
Комментарий
 осталось символов
Captcha Image Regenerate code when it's unreadable
 
« Пред.   След. »