Страница 10 из 10
ЧАСТЬ X
«... ешь с весельем хлеб твой...» (Екк 9, 7)
Один монах пришел как-то поговорить с аввой Лонгином. Он начал свою речь так:
- Отче, мой опыт... Старец его перебил:
- Слишком часто опыт - синоним наших ошибок...
Один разбойник из пустыни пришел умирать к воротам Скитского монастыря.
- Бог меня простит, - сказал он вышедшему к нему монаху.
- Почему ты в этом так уверен? - спросил тот.
- Потому что это Его профессия...
Один монах оплакивал грех сладострастия, как вдруг услышал голос: «Это случилось с тобой потому, что ты поставил корову стеречь траву на лужайке».
Один мирской человек пришел к авве Макарию. Келейник старца сказал ему:
- Я очень огорчен, брат, но сегодня авва Макарий занят и не сможет говорить с тобой.
- Не беспокойся, брат, что до меня, то я не оставлю ему ни малейшей возможности говорить!
Александрийский вельможа, большой друг аввы Иллариона, пришел как-то к нему и сказал:
- Ты знаешь, отче, что я сейчас переживаю весьма успешный период в моей жизни. Но удовлетворения мне это не приносит. Напротив того, мне очень трудно бывать любезным и милостивым с теми, с кем встречаюсь, а ведь их множество...
- Никогда не забывай, - сказал старец, - что те же люди, с которыми ты встречаешься в период успеха, встретятся тебе и во время неудач.
Прохожий монах оказался в трапезной монастыря на берегу Красного моря. Усевшись за стол со своей похлебкой, он стал производить неимоверный шум. Один из братии монастыря подошел к нему и сказал:
- Брат, могу ли я помочь тебе чем-нибудь?
- Но мне вовсе не нужна помощь! - отвечал монах.
- Прости меня, - сказал старец, - но ты производишь такой шум, что мне показалось, что ты тонешь.
Молодой монах, поселившийся в Кельях, пишет письмо своей семье: «Я нашел место, идеальное для тех, кто, подобно мне, ищет уединения. Их тут целые тысячи...»
Другой антиохийский стражник спросил как-то старца, входившего в ворота с огромным бурдюком на плечах:
- Вино, водка, сидр?
- Спасибо, - отвечал старец, - я не пью по утрам.
Один старец говорит другому:
- Я заметил, что твоя собака машет хвостом не влево-вправо, как все собаки, а вверх-вниз. С чего бы это, брат?
- А ты не видел, какая у меня узкая келья? - отвечал тот.
Двое монахов, Памбо и Памбон, жили вместе в Скитской пустыне. Неподалеку от них жили два других монаха, Илларий и Илларион. Однажды авва Памбо пришел к авве Илларию за советом.
- Отче, - сказал он, - авва Памбон и я живем вместе в пустыне уже многие годы. Долгие молитвы, бдения, посты отягощают порой наш разум настолько, что мы уже почти не понимаем друг друга. А как тебе удается решать эти проблемы с твоим сотоварищем?
Авва Илларий отвечал:
- Я возбуждаю его разум посредством загадок; сейчас покажу тебе, как это делается.
И авва Илларий позвал авву Иллариона.
- Илларион, - сказал он, - кто племянник сестры сына твоей бабушки?
- Это я, - немедленно отвечал Илларион.
Авва Памбо восхитился, поблагодарил авву Иллария за совет и вернулся к себе. Там он сразу же позвал авву Памбона испросил:
- Брат, кто племянник сестры сына твоей бабушки?
Авва Памбон растерялся, задумался и, как всегда, занервничал:
- Это трудный вопрос, отче, - сказал он.
- Вовсе нет, - отвечал авва Памбо. - Племянник сестры сына твоей бабушки - авва Илларион!
Некий старец написал как-то письмо одному брату. Запечатав свиток воском, он вспомнил о чем-то, распечатал его и добавил следующие слова: «Если ты не получишь этого письма, пожалуйста, сообщи мне об этом!»
Однажды авву Феокрита пригласил к себе, чтобы показать свой сад, очень богатый мирской человек.
- Видишь эти кусты, авва? Я получил их из Антипалеи, и каждый из них мне обошелся в триста динариев... А эти великолепные деревья... они из Аттики. Я заплатил за каждое по три тысячи динариев. А посмотри на эти редкостные цветы в сосудах, они стоят тридцать тысяч динариев каждый.
Тут старец его прервал и сказал:
- Я спрашиваю себя, какие удивительные вещи сделал бы Господь Бог при сотворении мира, будь у Него столько же денег, сколько у тебя!
Несколько старцев обсуждали вред, причиняемый вином. Авва Арсений по этому поводу сказал: «Самый большой вред бывает для того, кто пьет, чтобы забыться. Ибо ему грозит забыть момент, когда бы следовало прекратить пить.
Один монах нашел в пещере на берегу Красного моря свиток папируса, на котором его предшественник вел дневник. Среди прочего там было написано: «Понедельник: привести свои мысли в порядок... Вторник: посетить епископа... Среда: восстановить порядок в своих мыслях.
Один монах сказал старцу:
- Я слышал, что авва Филомен, которому уже больше восьмидесяти лет, решил написать воспоминания о своей жизни. Что ты об этом думаешь?
- Я думаю, что писать воспоминания о себе - это прекрасное средство говорить правду о других.
Один старец спрашивает у другого:
- Как по-твоему, брат, чему лучше следовать, разуму или сердцу?
- Сердцу, - отвечает тот.
- А на каком основании?
- На том простом основании, что сердце указывает нам наш долг, а разум предоставляет поводы отлынивать от его исполнения.
Несколько мирских людей пришли к авве Сысою.
- Мы тут проходили мимо... - начали они, и надолго замолкли.
Так ничего и не выговорив, они решили наконец удалиться, и старец на прощание им сказал:
- В следующий раз, когда будете проходить мимо, то проходите, проходите...
Монаху, который слишком восхвалял одного старца, авва Макарий сказал: «Послушай, брат, часто мы восхваляем других в меру того почета, который нам из-за них достается».
Авва Евстазий был не только великим человеком Божиим, но также очень талантливым травником. Каждый год в лаборатории возле своей кельи он с гениальной изобретательностью составлял огромное количество все новых и новых великолепных лекарств. Но вот однажды он неожиданно бросил свою работу. Авва Макарий спросил у него:
- Брат, почему ты перестал придумывать новые лекарства?
Евстазий ответил:
- Я их и так сделал слишком много. Врачи не успевают придумывать новые болезни.
Один молодой монах постоянно опаздывал на десять минут на вечерню. Однажды он опоздал всего на пять минут, и старец сказал ему: «Поздравляю тебя, брат! Впервые ты опаздываешь с таким опережением».
Авва Реденций жил в монастыре на берегу Красного моря. Он был самым умелым рыбаком во всей общине, для которой доставлял пропитание. В том же монастыре жил знаменитый астролог, который посвящал все свое внимание звездам. Однажды авва Реденций не вышел на рыбную ловлю. Не вышел он и на следующий день, и на следующий... Встревоженные монахи стали спрашивать его:
- Отче, почему ты не выходишь в эти дни на рыбную ловлю?
- Потому что в гороскопе на эти дни говорится, что они исключительно благоприятны для Рыб...
Один монах так сильно боялся старости, что старался никогда не упоминать о своем возрасте. Как-то раз он встретил другого монаха и спросил его:
- Сколько тебе лет, брат, что у тебя такие седые волосы?
- Мне пятьдесят лет.
- Пятьдесят лет? Что за ужасный возраст! При одной мысли о нем меня дрожь пробирает!
- Почему, брат? У тебя о нем остались такие плохие воспоминания?
Одному монаху, который обвинял себя в великом множестве мелких упущений, великий Иоанн сказал: «Обычное дело - обвинять себя в маленьких упущениях, чтобы убедить себя в том, что нет больших».
Молодой монах пришел к великому Иоанну.
- Отче, - сказал он, - многие поют нам хвалу. Какой совет ты дал бы мне по этому поводу?
- Вот какой, - отвечал старец. - Когда кто-то лижет тебе пятки, останови его, пока он не стал тебя кусать.
Один образованный монах, выходец из Антиохийской школы, спросил как-то авву Симеона:
- Отче, как ты думаешь, что такое реальность?
- Это прекрасная вещь, и была бы очень простой, если бы люди не взяли себе в голову объяснять, что это такое.
Одному монаху, который хотел писать книгу, старец сказал: «Запомни, бумага все стерпит, а вот читатель - нет».
Молодой монах сказал старцу:
- Ты знаешь, отче, что в Александрии я занимался политикой, и что в пустыню я пришел, чтобы забыть о ней. И все-таки, мне до сих пор любопытно, почему политики столь уклончивы?
- Потому, - отвечал старец, - что их мудрость состоит в том, чтобы не отвечать на вопросы, а искусство в том, чтобы не позволять себе их задавать.
Молодому монаху, который очень боялся страданий, авва Даниил сказал: «Кто боится страданий, страдает уже от самого страха!»
Молодой монах сказал старцу:
- Как трудно, отче, любить ближнего!
- Действительно! Мы получили повеление возлюбить ближнего как самого себя, а ближний делает все, чтобы мы не послушались.
Однажды молодой монах спросил у старца:
- Отче, что такое гордыня?
- Гордыня - это когда думают: «Доказывать, что я прав, означало бы допустить, что я могу и ошибиться».
Авва Серапион был весьма обширного телосложения. Заметив как-то, что один старец внимательно его разглядывает, он спросил:
- Почему ты так смотришь на меня, брат?
- Я думаю о том, что дубу требуется двести лет, чтобы достичь такого же обхвата, - отвечал старец.
Издательство Францисканцев Москва
Книга подготовлена на основе издания:
Piero Gribaudi "Bons mots et fasceties des p_res du desert", O.E.I.L., Paris.
Перевод с французского и обработка: о. Анри Мартен
» 1 Комментарий
1"Ручкин" at 29.05.2010 г. 20:32
Прекрасные, мудрые мысли и идеи! Но почему их авторство приписывается монахам и старцам??? В этих мыслях и идеях нет ничего религиозного - чудесного и сверхъестественного. Их с таким же успехом могут выразить атеисты - материалисты. Более того, хочу добавить, что Библия была создана мудрецами-материалистами, - об этом читайте здесь: http://ruchkin5.narod.ru/slovo.h tml
» Написать комментарий
|