Страница 8 из 10
ЧАСТЬ VIII
«Надеющийся на богатство свое упадет. ...» (Притч 11, 28)
Один богатый человек, прожигатель жизни, оказался как-то вечером в деревне, где находился монастырь великого Даниила. Увидев старца и не узнав в нем монаха, он велел своим носильщикам остановиться и спросил у него в полголоса:
- Скажи-ка, есть ли здесь ночная жизнь?
- Нет, - отвечал старец, - она уже давно отправилась в Антиохию.
Один монах, который слишком долго загостился у аввы Памбо, сказал ему на прощанье:
- Позволь мне, отче, сделать одно замечание: для такого старца, как ты, пальмы, что растут у твоей хижины, слишком коротки.
Авва Памбо отвечал:
- Уверяю тебя, брат, что до твоего возвращения сюда они очень и очень вырастут.
Один брат впал, причем не в первый раз, в грех блудодеяния. Он рассказал об этом авве Исайи. Но сокрушался он, похоже, очень мало, так что даже заявил:
- В конце концов, авва, человеку ведь свойственно грешить!
- Так-то оно так, - отвечал старец, - но если стерка изнашивается быстрее карандаша, значит, кто-то впадает в крайность...
Когда авву Поемена попросили поговорить о молитве, он сказал: «Никто не может говорить о молитве, если он не молится. Если же он молится, у него нет ни малейшего желания об этом говорить».
Один святой старец сказал: «Я не умею молиться. Я только благодарю Бога».
По поводу добродетелей блаженный Иоанн сказал: «Добродетель, которая никогда не знала искушений - не добродетель, а только набросок добродетели».
- Я не искренен, - сказал один монах старцу.
- И до какой степени? - осведомился старец.
- До такой, что я не искренен даже когда говорю, что не искренен.
Один монах пришел к старцу, жившему на берегу Красного моря. Тихонько постучавшись в дверь его хижины, он был напуган страшным лаем собаки. В то же время он услыхал голос старца:
- Входи же, брат!
- А собака?..
- Ты разве не знаешь поговорки: лающая собака не укусит?
- Я-то знаю, но вот знает ли ее собака?
- Я хотел бы следовать за тобой в святости, - сказал один монах великому Иоанну. А тот ответил:
- Заметь, что я предпочел бы, чтобы меня превзошли, а не за мною следовали...
- Сегодня все так делают, - сказал молодой монах старцу по поводу какого-то обычая.
- Все пороки, когда они в моде, принимаются за добродетели, - отвечал старец.
Чтобы решить спор, возникший как-то в монастыре в Келиях, один монах отправился за советом к авве Даниилу:
- Я хочу быть беспристрастным, авва, - сказал он.
- Стань беспристрастным, и ты тотчас же станешь подозрительным, - отвечал старец.
Один весьма требовательный епископ прибыл как-то с визитом в монастырь в Фиваиде. Когда его пригласили к трапезе, он сказал:
- Мне довольно будет двух яиц, но изжаренных на камне, а не на противне, нежных, не пережаренных, хорошо посоленных, но без перца, сдобренных четвертью ложки масла, а главное - очень горячих.
Брат-кухарь поклонился и сказал:
- Все будет сделано по твоему желанию, владыко. Курицу, которая снесла эти яйца, зовут Сизина. Ее имя тебя устраивает?
Один скитский брат спросил великого Афанасия:
- Со мной все еще случается, что я уступаю то одной страсти, то другой. Что ты об этом думаешь?
- Я думаю, - отвечал блаженный Афанасий, - что тот, кто хочет быть собакой, всегда найдет поводок.
- Отче, какое у меня лицо? - спросил один монах у аввы Палладия.
- Твоё, - отвечал старец. - А почему ты спрашиваешь?
- Потому что у многих чьи угодно лица, только не их собственные!
Великий Антоний так говорил о смирении: «Принижая себя на десять сантиметров, возвышаешься на сотню».
Однажды авва Симеон сказал: «Ущипни самого себя, и узнаешь, что чувствуют другие».
Авва Илларион как-то сказал: «Быть грустным - это значит все время думать о самом себе».
Молодому монаху, который хотел удалиться в затвор на всю жизнь, авва Макарий сказал: «Не торопись возводить стену, прежде чем окончательно не уяснишь себе, что ты собираешься поместить внутри нее, и что снаружи».
Один скитский брат был охвачен унынием. Он сказал блаженному Павлу:
- Отче, я больше не вижу никакой красоты в том, что мы делаем в монастыре.
Блаженный Павел подумал, а потом сказал:
- Брат, размышляй в течение месяца над следующим: радуга на небе была бы куда прекраснее, если бы это зрелище не доставалось нам даром.
И к концу месяца брат исцелился, ибо порой на это требуется время...
В одном монастыре на берегу Красного моря жизнь уже давно текла монотонно, бесцветно, вяло. Наконец однажды настоятель, наблюдая за жизнью муравьев, увидел, с какой изобретательностью те добывают себе припасы. И вот томившее его уныние исчезло; он созвал монахов и сказал им: «Братья, нам нужно придумать что-нибудь новое для нашей жизни. Ибо если христиане утратят изобретательность, мир умрет».
Один святой отшельник из Нитрийской пустыни на вопрос путника, счастлив ли он, ответил, что у него совсем нет времени над этим задуматься.
- Мир настолько плох, - сказал один монах старцу, - что порой я и сам кажусь себе плохим...
- Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива, - отвечал старец.
Один Келийский старец сказал: «Человек придумывает правила для других и исключения для самого себя».
Однажды авва Сысой сказал: «Беда, если вера запаздывает хотя бы на один час».
Один молодой монах спросил авву Палладия:
- Находишь ли ты, что я достаточно хорош? Старец ответил:
- Нужно быть немного слишком хорошим, чтобы быть хорошим достаточно.
- Должны ли люди быть благодарны за то, что мы для них делаем? - спросили раз монахи авву Макария.
- Вовсе нет, - отвечал старец. - Дайте слепому глаза, и он тотчас потребует бровей.
- Почему так много неблагодарных людей? - спросили у аввы Сысоя.
- Потому что после обеда никто не ценит ложки, - отвечал старец.
Об одном мирском человеке, который постоянно досаждал авве Макарию множеством разных глупостей, старец сказал: «Никогда его присутствие не сравнится с его отсутствием».
Один из отцов Скитской пустыни, хотя и был очень усерден в молитвах, все-таки очень боялся смерти. Как-то он обратился за советом к старцу, и тот ему сказал:
- Так ли уж велика разница между смертью и нужником?.. Если уж нужно туда идти, нужно идти!
» 1 Комментарий
1"Ручкин" at 29.05.2010 г. 20:32
Прекрасные, мудрые мысли и идеи! Но почему их авторство приписывается монахам и старцам??? В этих мыслях и идеях нет ничего религиозного - чудесного и сверхъестественного. Их с таким же успехом могут выразить атеисты - материалисты. Более того, хочу добавить, что Библия была создана мудрецами-материалистами, - об этом читайте здесь: http://ruchkin5.narod.ru/slovo.h tml
» Написать комментарий
|