Главная Каталог статей Полезные ссылки Поиск по сайту Гостевая книга Добавить статью

Главная arrow Научная библиотека
Научная библиотека
2. Социальные функции социологии
Рейтинг: / 0
26.08.2008 г.

Социальные функции социологии

Важнейшие функции любой отрасли гуманитарного знания - гносеологические и социальные. Суть первых состоит в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, вторых - в раскрытии путей и способов их оптимизации. Между этими функциями существует преемственность и взаимосвязь. Свое социальное назначение наука может выполнять на основе получения определенной совокупности знаний. Чем выше степень системности и конкретности добытого наукой знания, тем эффективнее оно может реализовать свои социальные функции. Если же наука выдает практические рекомендации на основе частичного, абстрактного знания, то она теряет свою дееспособность и вырождается в утопию.

Вместе с тем состояние научного знания во многом зависит от практики, которая, предъявляя требования к теории, дает ей импульсы для развития. Если же в силу тех или иных причин они отсутствуют и знание остается невостребованным, то теория нередко превращается в схоластику, догму. Такое состояние теории в определенных условиях может обернуться ее непомерными претензиями к практике, директивностью и нормативностью по отношению к жизни. Здесь уместно вспомнить слова Ф.М.Достоевского о том, что полунаука - деспот, который имеет своих жрецов и рабов. В отличие от нее подлинная наука, по утверждению К.Бэра, «вечна в своем стремлении, неисчерпаема в своем объеме и недостижима в своей цели».

Наука как система знаний, взаимодействуя с практикой, превращается из результата исследовательского и педагогического процесса в средство практической деятельности. Она вступает в новые связи с практикой, выполняя по отношению к ней специфические - социальные функции. Каковы они? Раньше обычно при анализе данной проблемы ссылались на положение К.Маркса, высказанное им в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3, С.4).

Упрощенная трактовка этого положения приводила к противопоставлению объяснения и преобразования мира, гносеологических и социальных функций науки. В действительности изменение мира возможно лишь на основе его объяснения. Наука в отличие от обыденного сознания ориентируется в конечном счете на такое познание мира, которое позволяет человеку внести в него свои коррективы. Однако эти преобразования - не самоцель. Они необходимы постольку, поскольку соответствуют потребностям и ценностям людей, ведут к улучшению их жизни.

Следовательно, одна из важнейших социальных функций социологии - критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с точки зрения интересов личности. Реализуя эту функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить - ведь не все надо менять, перестраивать и т.д. С другой -  выявлять то, что действительно требует радикальных преобразований.

Отсюда вытекает другая важная функция социологии - разработка теории и программы деятельности по преобразованию общества в целом или отдельных его сфер и сторон. Критическая функция социологии связывает познание общества и его элементов с их изменениями, регуляцией социальной жизни.

Чем глубже и полнее социологический анализ общества, тем дифференцированнее выступают социальные функции данной науки. Сведение их только к одной проективной (преобразовательной) ведет к вторжению ее в рациональное объяснение и критический анализ общества, что подрывает и разрушает основы науки.

Характеризуя социально-практические ориентации социологии, уместно отметить, что в западной социологии существуют три течения: позитивистская социология, нацеленная на социальную инженерию, критическая и понимающая социология.

Для получения более конкретного представления о социальных функциях социологии можно сравнить ее с медициной. Задача медицины заключается прежде всего в том, чтобы обследовать человека. Однако обследование - не самоцель. Оно - необходимое условие правильного лечения, которое также интересует нас не само по себе, а как способ восстановления здоровья. Если теперь перейти к более широкому понятию «здравоохранение», то отражаемая им деятельность сориентирована как на лечение людей, так и на профилактику, предупреждение болезней. В качестве основной категории здесь выступает уже не «болезнь», а «здоровье». В связи с этим значительно расширяется предмет исследования. Он включает в себя не только биологические, физиологические компоненты, но и широкий круг социальных условий и факторов жизни людей.

Аналогичные функции выполняет и социология. Она исследует общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального «здоровья». Подобно здравоохранению социология и соответствующие службы должны заниматься профилактикой социальных «болезней», исследовать не только различные формы девиантного поведения, но и норму. В этом отношении ее задача - способствовать совершенствованию и развитию нормы посредством разработки теоретической основы для социальной политики.

Что собой представляет социальное «здоровье» личности и различных общностей? В самом общем виде его можно определить как их способность быть субъектами познавательной деятельности. Речь идет об осознании ими своих потребностей, сочетании собственных интересов с интересами других, учете объективных условий, о способности осуществлять соответствующую деятельность и постоянно вносить в нее необходимые коррективы. Социальными же условиями сохранения и укрепления социального «здоровья» выступает такое состояние микро- и макросреды, которое позволяет человеку реализовать себя как субъекта сознательной деятельности. Если же нет таких условий и люди не могут удовлетворять свои потребности в результате собственных усилий и деятельности, то растут социальная напряженность, разобщенность и конфронтация, которые могут привести к кризису общества.

 

 
Философия и социология
Рейтинг: / 0
26.08.2008 г.

Философия и социология

Философское исследование социальной жизни - социальная философия - имеет многовековую историю. При всем многообразии исторических форм основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Непреходящие достоинства философского, т.е. предельно широкого теоретического осмысления социальной жизни заключается, на наш взгляд, в следующем.

Первое. Социальная философия сыграла и играет ведущую роль в выявлении конечных причин, вечных основ социального существования человека, в понимании тех основополагающих начал, на которых строятся взаимоотношения индивидов в социуме. Говорим ли мы о многовековой философской традиции гуманизма, учении французских материалистов о конечных движущих силах деятельности человека, берем ли мы проблемы политической организации общества, в частности, учение об общественном договоре (Т.Гоббс), естественных правах человека (Д.Локк), затрагиваем ли мы «философию жизни» ХХ века - все это - великие философские идеи, без которых не может быть понята человеческая культура в целом, не говоря уже о социальной науке.

Второе. Философское постижение мира, являясь высшей формой теоретического познания действительности, представляет собой самую развитую форму организации научных знаний. Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, обобщения, движения от элементарных явлений к сущности, выявления в единичном факте его общего вселенского смысла. Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и цельность, концептуальность постижения социальной жизни.

Философская культура, умение философствовать - если употреблять это выражение в конструктивном смысле слова - своеобразный синтез этих двух взаимосвязанных достоинств социальной философии. Сила ума, логики, наблюдательности, умение выявить в отдельных фактах, событиях общечеловеческий смысл явления, охватить мир изучаемых явлений целостно, концептуально - все это отличает великих философов, их анализ проблем человека и общества.

Социология прочно стоит на фундаменте великих завоеваний социально-философской мысли. В содержательном плане любой социолог - признает ли он это или нет - осмысливая, описывая социальную реальность, всегда в качестве предпосылки имеет ту или иную более общую философскую идею, которая определяет исходные подходы социолога к исследуемой проблеме.

В плане организации мыслительной деятельности современная социология, хотя она и знаменует новый этап познания социальной действительности, незримо связана с философской культурой. Там, где один социолог пройдет мимо им же добытых эмпирических фактов, другой сумеет увидеть свидетельство сложнейшего социального процесса, ранее не известного или же иначе понимаемого. И речь идет не просто о таланте, способностях, а об овладении принципами теоретизирования, которыми учит философия: целостному видению проблем, умению в единичном выискивать всеобщее, стремлению один вывод увязать с другим и приходить к более емкому видению изучаемых явлений. Иначе говоря, там, где перед социологом встает задача теоретического обобщения и возникает необходимость «внутренним взором» охватить проблему, имеющиеся факты, выводы - там с особой силой проявляется его философская культура.

Вместе с тем, философский метод осмысления социальной действительности имеет свои границы применения. Философия по своим методам - наука умозрительная, созерцательная. Применяемые ею познавательные приемы (например, мысленный эксперимент) валидны (т.е. дают значимый результат) лишь для решения «вечных» проблем человеческого бытия. Специфика последних заключается в их необычно высокой степени повторяемости, вечности «для всех» и «у всех». Для решения этих вопросов в частности проблема факта (фактов) настолько строго они отобраны, достаточно ли единиц наблюдения для тех или иных выводов - не столь значима. Ведь речь идет о выявлении всеобщих, проявляющихся в поведении каждого человека, тенденциях.

Когда же требуется познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то попытки умозрительного их решения демонстрируют свою ограниченность. Это аналогично использованию весов, предназначенных для взвешивания многотонных грузов, для замера маломерных предметов. Степень точности оставляет чересчур большой простор для определения веса последних. Не будучи предназначенной для ответа на конкретные вопросы, не имея для этого необходимого познавательного инструмента, философия вынуждена в поисках ответа на данные вопросы ориентироваться не на логику конкретных явлений, а на предположения и внутренние установки исследователя. Поэтому попытки чисто умозрительно, опираясь на отдельные, случайно (или наоборот - очень не случайно) отобранные факты, опираясь на свои ощущения, решить конкретные социальные, политические и др. вопросы неминуемо порождали и порождают сегодня несоизмеримую с задачами научного анализа степень предположительности и субъективизма. Открывается путь к рождению ничем не подтвержденных, но, как нередко бывает в истории, обладающих мессианской претензией фантомов, утопий.

Поскольку общественная наука есть не что иное как одна из высших форм познания обществом самого себя, то, соответственно, выбор путей и методов самопознания общества определяется тем, в каком знании нуждается социум, что необходимо ему узнать о себе. Поэтому, к середине ХIХ в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе поставили со всей остротой необходимость новой модели, типа социальных связей.

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. На смену привычному нормативному порядку феодально-абсолютистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией экономической, общественно-политической и духовной жизни людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина. Именно в условиях самоорганизующегося общества возникает достаточно массовая потребность в знании, ориентированном на описание реальных социальных явлений и процессов. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора побудили интерес гражданина к знанию основ жизни социальной группы, общности, социальных процессов, чтобы рационально, с наибольшей эффективностью воспользоваться обретенной свободой. С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставила результативность деятельности предпринимателей и политиков в прямую зависимость от того, насколько умело используют они знание конкретных социальных механизмов, настроений и ожиданий людей, их предпочтений. Из всего этого вытекает потребность в знании достаточно конкретном, доказательном, приближенном к реальной социальной практике. Поэтому не будет преувеличением сказать, что социология - это наука, помогающая обществу глубже и конкретнее познать себя, основу социального взаимодействия людей, чтобы эффективно распорядиться своей свободой, самоорганизоваться на основе приоритета прав личности.

Социология, если ее рассматривать как определенный тип знаний об обществе, выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного, концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем.

Прежде всего, социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстракцию, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в своих положениях, теориях ее многоцветие и внутреннюю неоднородность.

Ориентированность на описание социальной жизни как реальности пронизывает всю социологию, в том числе ее понятийный (категориальный) аппарат. Социология стремится использовать такие понятия, которые поддаются более или менее однозначной интерпретации, а может быть, и фиксации. Там, где философ предпочитает говорить об объективной необходимости, социолог попытается говорить об устойчивом, повторяющемся, регулярном. Для философа культура - это творения человеческого духа, для социолога - это система регуляторов социальных связей и образцов поведения и т.д.

 

 
2. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Рейтинг: / 0
05.09.2008 г.

Подробнее...
 
4. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ
Рейтинг: / 0
04.09.2008 г.

Подробнее...
 
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Рейтинг: / 0
26.08.2008 г.

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА 1. Что и как изучает социология.
2. Социальные функции социологии.
3. Задачи социологии.
4. Взаимодействие социологии с другими науками.

Когда во второй трети ХIХ веке закладывались основы социологии, трудно было предположить, что рождается наука, которую ждет столь большое будущее. Сегодня социология - признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представление нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

Термин «социология», впервые употребил О.Конт (франц. sociologie буквально определял «наука об обществе, социальной жизни») в 1838 г. когда опубликовал «Курс позитивной философии».

1. Что и как изучает социология

Для человека во все времена стремление понять механизмы, лежащие в основе социальных процессов, найти ответы на вопрос о своей роли и месте в жизни социума составляли предмет его наиболее серьезных размышлений. Научное постижение основ жизни общества имеет глубокие исторические корни. Но социологическое знание представляет собой качественно новый этап в истории научного осмысления общественных явлений. Можно согласиться, что социология, рожденное в ее недрах социологическое видение, в своеобразной форме выражает (и в то же время порождает) некоторые важные особенности современной цивилизации. Цивилизация, для которой характерны особый акцент на человеке, многообразии его потребностей и способностей, принципе рационализма, доказательности знания, самостоятельности и критичности мышления.

Говорить о самой науке, ее своеобразии - трудно и непросто. Но, входя в мир социологии, как об этом свидетельствует опыт и научная традиция, следует разобраться в том, какие же свойства социологического подхода обусловливают качественные особенности, достоинства социологической науки? Ответ на этот вопрос требует выявление отличий социологии от других наук, изучающих человека и общество. Но в первую очередь следует разобраться во взаимодействии социологии и философского исследования общественной жизни, из недр которого собственно и вышла социология.

 

 
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Извините, но для просмотра этой страницы у Вас недостаточно прав.
Вы должны авторизоваться или пройти регистрацию.
Далее...
<< [Первая] < [Предыдущая] 51 52 53 54 55 56 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 261 - 265 из 278