Так, в отличие от Конта, не желавшего рассматривать причины возникновения социальных явлений, а исследовавшего лишь процесс их возникновения (вопр
Эмпирическая социология наших дней продолжает европейскую и американскую
традиции. Как самостоятельное направление она возникает в 20 - 30-е годы, прежде
всего в США, где ставится вопрос об автономии эмпирии и ее методологии.
Показательно здесь исследование американцев супругов Линд "Средний город", в
котором на основе эмпирической методологии показана возможность проведения
историко-сравнительного анализа.
Многие из проблем, с которыми имеет дело западная эмпирическая социология,
актуальны для развивающейся у нас прикладной социологии, в частности проблема
тесного взаимодействия социологии, психологии, экономики и других сфер научного
знания. Гносеологическая проблематика в первую очередь предполагает разработку
операциональных определений ключевых социологических понятий, эмпирических
моделей, усовершенствование математических методов для точного измерения
качественных величин. Требует обновления и теоретико-гносеологическое
обоснование эксперимента, а также поиск критериев гомогенности измеряемых
величин.
Практическая цель эмпирической социологии - управление, прогнозирование,
информация. Современная эмпирическая социология на Западе представляет собой
успешно функционирующий организм со своей системой институтов, лабораторий,
отделений в политических партиях, правительственных учреждениях и в армии.
Хорошо известный Институт Гэллапа был организован в 1934 г. для слежения за
предвыборной кампанией. Однако он не только смог точно определить положение
партийных кандидатов, но и участвовать в "организации" общественного мнения,
т.е. влиять на позицию избирателей. Точность, определенность принесли славу
Институту, который давно перешагнул в своей деятельности границы политической
социологии. Отделения Института созданы во всех развитых странах мира и
осуществляют исследования по самым разным вопросам. Оперативные группы
социологов-эмпириков из ФРГ, США, Франции, а также из международных
исследовательских центров и ЮНЕСКО проводят по заказам организаций и стран
мобильные социологические исследования.
По числу организаций, ведущих свою изыскательскую деятельность, по числу
студентов, ориентированных на прикладные сферы, эмпирическая социология далеко
обошла теоретическую социологию, которая концентрируется в основном в
университетах и академических институтах. Но по своему значению в миропонимании,
в формировании теоретических обоснований политических и иных программ влияние
теоретической социологии намного выше по сравнению с социологией эмпирической.
Теоретическая социология сегодня не является единым целым. Однако ее можно
представить двумя ведущими ориентациями - аналитической и понимающей. Их
объединяет общий объект исследования поведение людей и разделяет
методологический подход к его изучению. В общем виде эти ориентации можно
рассматривать как противопоставление натурализма с преобладающим в нем методом
"объяснения" субъективизма, главным методологическим принципом которого
выступает метод "понимания". Эти ориентации характеризуют всю западную
социологию.
Первая ориентация опирается на традиции позитивизма и использует новые
тенденции, определяющие процесс функционирования и развития социологии в
развитых странах. Следствием этих процессов явилось возникновение в
аналитической социологии нового направления - теоретико-поведенческой
социологии, представленной в настоящее время разработками П.Блау (США) и
К.-П.Оппа (ФРГ). Эта ориентация в старых и новых версиях воплощает растущее
влияние позитивизма в социологии, который никогда из нее не исчезал.
Вторая ориентация представлена сегодня прежде всего феноменологической
социологией, основоположником которой считается А.Шюц (1899-1959). Он шел по
пути новой интерпретации веберовской категории "социальное действие" для
поисков, говоря его словами, "прафеноменов социальности". Сюда же относится и
символический интеракционизм, изучающий человека в мире символов, его поведение
и миропонимание. Приоритет в его разработке принадлежит американским
исследователям (Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Т.Вильсон). Новой ветвью понимающей
социологии можно считать этнометодологию Г.Гарфинкеля, смысл которой -
межличностное семантическое понимание. По сути, это так называемая "социология
повседневности".
Особое место в западной социологии занимал структурно-функциональный анализ в
том варианте, который разрабатывали Т.Парсонс и Р.Мертон. В настоящее время
влияние этого направления в каноническом виде незначительно. Более заметна
методологическая роль этого направления, а именно структурно-функциональный
метод в социологии (и в обществоведении в целом). На этом фоне сегодня на Западе
возникли структурный марксизм, феноменологический марксизм, марксистская теория
социального действия и т.п. Западные социологии видят в марксизме сильную
социологическую школу. Так, в социологии современной Германии несколько лет
назад проходила острая дискуссия по ХIII главе "Капитала" К.Маркса, обсуждается
марксова трактовка отчуждения как наиболее предпочтительная в сравнении с
другими. Шведский социолог П.Мэнсон в своей книге "Социология общества.
Традиции, направления, перспективы" (СПб., 1992) пишет: "Марксизм - одно из
важнейших течений мысли ХХ века. Наибольшее значение он имел в политике, но
сыграл также важную роль в философии и в теории общества... Он включает в себя
многие направления, имеющие много общего с различными традициями немарксистской
теории общества и философии".
По мере развития социологии в ее орбиту вовлекаются все более разнообразные
знания. Однако это вовсе нее означает, что данная наука становится безбрежной и
подменяет другие отрасли знаний. Специфика социологии, как отмечалось, состоит в
том, что она концентрирует разнообразный гносеологический материал вокруг
определенных принципов - рационализации и оптимизации социальной деятельности
личности и общества.
Одной из задач социологии является эмпирическое исследование действительности
(изучение общественного мнения, различных форм девиантного поведения и т.д.),
предохраняющее от субъективизма и волюнтаризма в оценках и практических
действиях. Однако было бы упрощением сводить роль социологии только к этим
исследованиям. Между тем многие ошибочно отождествляют прикладные
социально-статистические исследования с социологическими исследованиями вообще.
В действительности же первые являются необходимой, но начальной ступенью
второго. Социология представляет собой теоретическую, фундаментальную
дисциплину, и характеристика ее функций должна исходить из этого.
Переход от одного качественного состояния общества к другому, который мы
сейчас переживаем, требует критического анализа предшествующего пути развития.
Он дается историками, экономистами, политологами, юристами и т.д. Однако как бы
ни был важен этот анализ, он недостаточен для понимания той социальной системы,
которая получила название «советской модели социализма». Лишь социология
способна в полной мере раскрыть ее существенный изъян, заключающийся в том, что
она деформировала сознательную, целесообразную деятельность как на уровне
личности, так и на уровне социальных групп и общества в целом. Эта деформация
проявилась в разрыве связей между потребностями людей и теми целями, которые им
навязывались и отражались в мотивации деятельности; между целями и средствами;
между целями и результатами деятельности.
В конечном счете все это привело к резкому расхождению между планами и
получаемыми результатами, что толкало к социальным припискам. (Пример такой
приписки - провозглашение создания в СССР общества развитого социализма).
Принципиальное несовпадение целей и реальных результатов, слова и дела,
свидетельствующее о специфической форме стихийного развития, в полной мере стало
осознаваться обществом лишь начиная с середины 80-х годов.
Выявление отклонений от общецивилизованного развития дает возможность шире и
глубже раскрыть основные направления обновления общества. Суть реформирования, а
точнее трансформации нашего общества состоит в создании условий и возможностей
для сознательной, целенаправленной деятельности личности, социальных общностей.
Проблема заключается в преодолении отчуждения человека от рациональной
деятельности, в оптимизации и в качественном повышении ее эффективности.
Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание данного
процесса. Для этого необходимы многие предпосылки, условия и средства, которые
вначале выступают в качестве цели относительно самостоятельных, специфических
форм деятельности. Здесь, как свидетельствует жизнь, возникает реальная
опасность превращения этих форм и их результатов в самодовлеющие ценности, что
не решает поставленную задачу. Процесс трансформации общества из одного
качественного состояния в другое как раз и связан с сознательным превращением
целей в результаты, результатов в предпосылки, условия и средства развертывания
сознательной деятельности.
Таким образом, существует определенная логика функционирования и развития
общества как социальной системы. В соответствии с ней результаты политических,
экономических и иных неообразований превращаются в предпосылки, условия и
средства развертывания сознательной деятельности личности, социальных групп и
общностей.